![](https://r3.mt.ru/r23/photo0068/20605433388-0/jpg/bp.jpeg)
ВА-111 «Шквал»: советский прорыв в подводном оружии
1439 прочтений Сегодня
Середина 70-х годов XX века, несмотря на начало периода застоя, стала временем невероятного прогресса для советской военной промышленности.
Инженеры того времени создавали поистине фантастические технологии, которые казались прорывными и невозможными.
Одной из таких разработок стала торпеда, способная двигаться в воде с такой скоростью, с какой летели истребители в начале Второй мировой войны.
Это стало возможным не только благодаря фундаментальным знаниям, но и благодаря необыкновенной фантазии и инженерной изобретательности.
Советские торпеды: предшественники «Шквала»
![](https://r3.mt.ru/r23/photo1BDF/20051579086-0/jpg/bp.jpeg)
До января 1975 года рекордсменом по скорости в подводном вооружении оставалась советская перекисно-водородная торпеда 53-65, которая:
✅ Развивала скорость до 70 узлов (≈ 130 км/ч)
✅ Оставалась на вооружении ВМФ СССР и России
Однако в начале 1960-х годов учёные и инженеры начали искать пути создания ещё более скоростных подводных боеприпасов.
Как возникла идея создания «Шквала»
В начале 1960-х годов идея профессора Георгия Владимировича Логвиновича казалась смелой фантазией, далёкой от реальности.
Этот выдающийся учёный внёс огромный вклад в развитие теории высокоскоростной гидродинамики и предложил концепцию усовершенствованной каверны для подводных объектов.
Логвинович предложил создать серию экстремально быстрых подводных боеприпасов на основе гидродинамической кавитации.
📌 Что такое кавитация?
🔹 Это физическое явление, при котором в жидкости образуются пузырьки газа под влиянием движения.
🔹 Кавитация негативно влияет на механизмы, разрушая винты кораблей и подводные системы.
Однако конструкторы из НИИ №24 (ныне ГНПП «Регион»), возглавляемые Логвиновичем, нашли способ превратить этот недостаток в преимущество.
«Мы решили не бороться с кавитацией, а использовать её в наших интересах», – отмечали разработчики.
Принцип работы кавитационной торпеды
Технология кавитирующей торпеды позволила создавать вокруг неё воздушно-газовую камеру, в которой она буквально «плывёт в пузыре», снижая сопротивление воды.
🔹 Горячие газовые струи реактивного двигателя направлялись через носовую часть торпеды.
🔹 В сочетании с кавитатором это создавало воздушно-газовую оболочку.
🔹 Минимизированное сопротивление воды позволяло торпеде развивать невероятную скорость.
Проект разрабатывался 15 лет и оформился в финальный вариант только к началу 1970-х годов.
Испытания «Шквала»: путь через неудачи
📌 Первые испытания торпеды начались в 1964 году:
✅ Береговая база на озере Иссык-Куль (Киргизия)
✅ Испытания в Чёрном море
📌 1972 год – кризис в проекте:
🔹 Проект «М4» едва не закрыли из-за неудачных испытаний и постоянных отказов.
🔹 Торпеда не прошла госиспытания и была отправлена на доработку.
🔹 Некоторые военные предлагали полностью отказаться от идеи.
📌 1975 год – прорыв:
🔹 В феврале представили модернизированный вариант.
🔹 Предсерийная модель получила обозначение ВА-111 «Шквал».
🔹 Торпеда вышла на финишные испытания и была принята на вооружение.
Технические характеристики ВА-111 «Шквал»
📌 Длина – ≈ 8 метров
📌 Калибр – 533 мм
📌 Максимальная скорость – ≈ 400 км/ч (200 узлов)
📌 Дальность поражения – до 13 км
📌 Боеголовка – обычная или ядерная до 150 кТ
📌 Главные преимущества «Шквала»:
✅ Неуязвимость для ПВО кораблей (из-за сверхвысокой скорости)
✅ Мгновенное поражение цели
✅ Возможность оснащения ядерной боеголовкой
📌 Основные недостатки:
🔸 Ограниченная дальность (всего 13 км)
🔸 Высокая шумность (может раскрыть позицию подлодки)
🔸 Отсутствие системы самонаведения
«Мы создали подводную ракету, которая буквально прорывает океан», – говорили конструкторы.
«Шквал» и современные технологии: актуален ли он сегодня?
📌 В начале 1990-х годов появился конвенциональный вариант «Шквала», предназначенный для обычных боеголовок.
Однако из-за ограничений в управлении и высокой шумности использование этой торпеды в традиционной подводной войне было рискованным.
Но с приходом беспилотных подводных систем концепция кавитирующих боеприпасов вновь становится актуальной.
«С быстрым развитием подводных беспилотников концепция «Шквала» снова приобретает значимость».
Современные технологии могут существенно улучшить наведение, дальность и скрытность таких торпед, что делает их перспективным оружием будущего.
Вывод: прорывная технология или технологический тупик?
ВА-111 «Шквал» – одна из самых уникальных разработок в истории подводного вооружения.
✅ Это единственная в мире серийная торпеда, использующая принцип кавитации.
✅ Она способна развивать невероятную скорость под водой, что делает её почти неуязвимой.
✅ Однако её высокая шумность и ограниченная дальность остаются сдерживающими факторами.
Сегодня «Шквал» остаётся на вооружении российского флота, а технологии гидродинамической кавитации могут стать основой для будущих высокоскоростных подводных ракет.
📌 Главный вопрос: сможет ли Россия адаптировать эту концепцию под современные военные реалии?
«С развитием новых технологий у «Шквала» может появиться второе дыхание».
Что вы думаете о будущем гиперскоростных подводных боеприпасов?
Свежие комментарии