На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Добрый Мир

6 100 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лев Добрый
    На то ОН и клоун, чтобы дурачить мир, иначе кто будет жалить нациста, антихриста и наркомана!😜👈👍Галлюцинации Зеле...
  • Лев Добрый
    Маск хороший мужик, но не всё понимает, Нату давно пора распустить, как Варшавский Договор!🤠👍👈😜«НАТО нуждается в...
  • Странник
    "В Армении нарастают глубинные социальные и политические изменения, которые могут превзойти масштаб обычной смены вла...Ованнисян: в Арме...

Летящая под водой. Ракето-торпеда "Шквал" обретает новую жизнь. 400 км/ч под водой — и это не фантастика, а советское "изделие"

ВА-111 «Шквал»: советский прорыв в подводном оружии

1439 прочтений Сегодня

Середина 70-х годов XX века, несмотря на начало периода застоя, стала временем невероятного прогресса для советской военной промышленности.

Инженеры того времени создавали поистине фантастические технологии, которые казались прорывными и невозможными.

Одной из таких разработок стала торпеда, способная двигаться в воде с такой скоростью, с какой летели истребители в начале Второй мировой войны.

Это стало возможным не только благодаря фундаментальным знаниям, но и благодаря необыкновенной фантазии и инженерной изобретательности.

Советские торпеды: предшественники «Шквала»

 

До января 1975 года рекордсменом по скорости в подводном вооружении оставалась советская перекисно-водородная торпеда 53-65, которая:
✅ 
Развивала скорость до 70 узлов (≈ 130 км/ч)
✅ 
Оставалась на вооружении ВМФ СССР и России

Однако в начале 1960-х годов учёные и инженеры начали искать пути создания ещё более скоростных подводных боеприпасов.

Как возникла идея создания «Шквала»

В начале 1960-х годов идея профессора Георгия Владимировича Логвиновича казалась смелой фантазией, далёкой от реальности.

Этот выдающийся учёный внёс огромный вклад в развитие теории высокоскоростной гидродинамики и предложил концепцию усовершенствованной каверны для подводных объектов.

Логвинович предложил создать серию экстремально быстрых подводных боеприпасов на основе гидродинамической кавитации.

📌 Что такое кавитация?
🔹 Это 
физическое явление, при котором в жидкости образуются пузырьки газа под влиянием движения.
🔹 Кавитация 
негативно влияет на механизмы, разрушая винты кораблей и подводные системы.

Однако конструкторы из НИИ №24 (ныне ГНПП «Регион»), возглавляемые Логвиновичемнашли способ превратить этот недостаток в преимущество.

«Мы решили не бороться с кавитацией, а использовать её в наших интересах», – отмечали разработчики.

Принцип работы кавитационной торпеды

Технология кавитирующей торпеды позволила создавать вокруг неё воздушно-газовую камеру, в которой она буквально «плывёт в пузыре», снижая сопротивление воды.

🔹 Горячие газовые струи реактивного двигателя направлялись через носовую часть торпеды.
🔹 
В сочетании с кавитатором это создавало воздушно-газовую оболочку.
🔹 
Минимизированное сопротивление воды позволяло торпеде развивать невероятную скорость.

Проект разрабатывался 15 лет и оформился в финальный вариант только к началу 1970-х годов.

Испытания «Шквала»: путь через неудачи

📌 Первые испытания торпеды начались в 1964 году:
✅ 
Береговая база на озере Иссык-Куль (Киргизия)
✅ 
Испытания в Чёрном море

📌 1972 год – кризис в проекте:
🔹 
Проект «М4» едва не закрыли из-за неудачных испытаний и постоянных отказов.
🔹 Торпеда 
не прошла госиспытания и была отправлена на доработку.
🔹 
Некоторые военные предлагали полностью отказаться от идеи.

📌 1975 год – прорыв:
🔹 
В феврале представили модернизированный вариант.
🔹 
Предсерийная модель получила обозначение ВА-111 «Шквал».
🔹 
Торпеда вышла на финишные испытания и была принята на вооружение.

Технические характеристики ВА-111 «Шквал»

📌 Длина – ≈ 8 метров
📌 
Калибр – 533 мм
📌 
Максимальная скорость – ≈ 400 км/ч (200 узлов)
📌 
Дальность поражения – до 13 км
📌 
Боеголовка – обычная или ядерная до 150 кТ

📌 Главные преимущества «Шквала»:
✅ 
Неуязвимость для ПВО кораблей (из-за сверхвысокой скорости)
✅ 
Мгновенное поражение цели
✅ 
Возможность оснащения ядерной боеголовкой

📌 Основные недостатки:
🔸 
Ограниченная дальность (всего 13 км)
🔸 
Высокая шумность (может раскрыть позицию подлодки)
🔸 
Отсутствие системы самонаведения

«Мы создали подводную ракету, которая буквально прорывает океан», – говорили конструкторы.

«Шквал» и современные технологии: актуален ли он сегодня?

📌 В начале 1990-х годов появился конвенциональный вариант «Шквала», предназначенный для обычных боеголовок.

Однако из-за ограничений в управлении и высокой шумности использование этой торпеды в традиционной подводной войне было рискованным.

Но с приходом беспилотных подводных систем концепция кавитирующих боеприпасов вновь становится актуальной.

«С быстрым развитием подводных беспилотников концепция «Шквала» снова приобретает значимость».

Современные технологии могут существенно улучшить наведение, дальность и скрытность таких торпед, что делает их перспективным оружием будущего.

Вывод: прорывная технология или технологический тупик?

ВА-111 «Шквал» – одна из самых уникальных разработок в истории подводного вооружения.

✅ Это единственная в мире серийная торпеда, использующая принцип кавитации.
✅ Она способна 
развивать невероятную скорость под водой, что делает её почти неуязвимой.
✅ Однако 
её высокая шумность и ограниченная дальность остаются сдерживающими факторами.

Сегодня «Шквал» остаётся на вооружении российского флота, а технологии гидродинамической кавитации могут стать основой для будущих высокоскоростных подводных ракет.

📌 Главный вопрос: сможет ли Россия адаптировать эту концепцию под современные военные реалии?

«С развитием новых технологий у «Шквала» может появиться второе дыхание».

Что вы думаете о будущем гиперскоростных подводных боеприпасов?

Ссылка на первоисточник
наверх