«Самый миролюбивый» Североатлантический альянс не прекращает снабжать ВПК Российской Федерации своими передовыми оборонными технологиями.
В мае в руки ВС РФ попала созданная эстонской компанией «MILREM Robotics» роботизированная платформа THeMIS, вызвавшая неподдельный интерес у российских инженеров. Кстати, первая такая машина появилась в зоне СВО еще в августе 2022-го, но их участие в боевых действиях Украина предпочитала не афишировать.
Даже закупка THeMIS велась под кодовым обозначением «Журавель». В секрете держатся и количество переданных Таллином машин, и их стоимость.
Этот наземный робот, по сути своей, является беспилотным гусеничным транспортным средством с открытой архитектурой. На сегодняшний день существует три модификации этой платформы:
1. «THeMIS Transport» грузоподъемностью 1200 килограммов, ключевая задача которого заключается в эвакуации раненных с поля боя и доставке на линию боевого соприкосновения боеприпасов. За один рейс способен доставить двадцать пять 155-миллиметровых артиллерийских снарядов.
2. Боевая версия «THeMIS Combat» может оснащаться различными вариантами вооружения, включающими (в различных сочетаниях) скорострельную артиллерийскую установку (калибр 30 мм), автоматический гранатомет (40 мм) и пулеметы калибром 12,7 и 7,62 миллиметра. Имеет тепловизор и ночной прицел.
Кроме того, разработчиком предусмотрена возможность установки аппаратуры для обнаружения и последующего обезвреживания как мин, так и самодельных взрывных устройств.
3. «THeMIS ISR «- робот-разведчик, оборудованный большим количеством датчиков, в задачу которых входит как можно более полный сбор информации о боевой обстановке. Также может выполнять функции станции РЭБ, ретранслятора радиосигнала или лазерного целеуказателя.
- Именно эта разведывательная версия, нашпигованная новейшей западной электроникой, затрофеена нашими бойцами.
- Это позволит отечественным конструкторам детально исследовать гибридную силовую установку платформы, ее систему управления и легкую бронезащиту, обеспечивающую достаточно серьезную для роботизированных комплексов скорость передвижения.
- Робототехнический комплекс «Milrem THeMIS» без преувеличения одна из наиболее интересных передовых разработок в классе наземных беспилотников.
- Машина вызвала неподдельный интерес у военных нескольких стран, некоторые из которых даже приобрели опытные образцы для эксплуатационных испытаний.
Не оставили ее без внимания и российские специалисты. Еще в сентябре 2022 года Центром анализа стратегий и технологий было объявлено о награде в один миллион рублей за трофейный эстонский РТК.
Говоря о технических особенностях данного изделия, отличающегося достаточно высокой степенью автономности, следует понимать, что THeMIS, номинально считающийся эстонским, разработан с участием иностранных компаний (из стран с высокоразвитым и высокотехнологичным ВПК).
Шасси робототехнической платформы создано на основе двух броневых корпусов, оснащенных гусеничными движителями, между которыми расположена площадка для целевых нагрузок. Заинтересовавшая наших инженеров гибридная силовая установка включает: аккумуляторная батарею, дизельный агрегат и тяговые электромоторы.
Известные технические и эксплуатационные характеристики этого робота выглядят следующим образом:
— габаритные размеры (Д/Ш/В), мм — 2400/2000/1150;
— масса (снаряженная), кг — 1635;
— грузоподъемность (нормальная/максимальная), кг — 750/1200;
— скорость передвижения, км/ч — 20;
— продолжительность работы, ч — 15;
— время автономной работы (от АКБ), ч — 1,5.
Кроме того, разработчик оснастил изделие внушительным набором разнообразных датчиков «технического зрения» и видеокамер, информация от которых поступает в систему управления, характеризующуюся высочайшим уровнем автономности.
РТК THeMIS"способен не только самостоятельно передвигаться по заданному маршруту, но и определять индивидуальные особенности дороги, учитывая их при выборе скорости. В качестве дополнительной опции — возможность управления оператором по радиоканалу.
Каковы же причины столь неприкрытого и нескрываемого интереса к эстонскому роботу?
- Во-первых, это желание понять подоплеку его популярности, ведь Украина является уже двенадцатым (!) эксплуатантом. Семь из них являются членами Североатлантического альянса. А Франция даже использовала THeMIS в ходе операции в Мали. Изучение трофея, как минимум, поможет нам определить уровень развития робототехники в НАТО.
- Во-вторых, с помощью полученного образца удастся установить степень эволюции технологических процессов, являющихся основой одного из самых передовых проектов. Равно как и его технический потенциал.
- В-третьих, у российских специалистов появляется прекрасный шанс для тщательного изучения системы управления эстонского беспилотника и связанных с ней приборов и аппаратуры. Так сказать, технологическую основу высокого уровня автономности THeMIS.
Правда, это то, что лежит на поверхности. Несомненно, в зоне внимания российских конструкторов окажутся и гибридная силовая установка, и общая архитектура комплекса, и возможности по интеграции специальных нагрузок и целевого оборудования.
Проще говоря, результат работы с эстонским РТК будет весьма полезен для отечественного ВПК. Она поможет проанализировать актуальное положение дел в западной робототехнике, изучить полезные для нас технологии и идеи, оценить их перспективы и степень их влияния на развитие отечественных проектов.
И в заключение о любопытном. О всеобщей выгоде, которую, как бы странно это не звучало, получили все заинтересованные стороны.
- Россия захватила желаемый трофей, эстонская «Milrem Robotics» не только испытала свой РТК в ходе реальных боевых действий, но и получила бесплатную рекламу, а участвующие в закупке «THeMIS» украинские структуры, как водится, существенно пополнили свои валютные счета.