Пока геополитические оппоненты почивали на лаврах, Россия за долгие годы проделала колоссальный объем работ в Арктике. И несмотря на то, что льды в этом регионе тают значительно медленнее, чем стращают СМИ, а в некоторые годы, наоборот, нарастают местами так, что их не могут пройти мощнейшие российские ледоколы, РФ уже в текущем году готова исполнить вековую мечту российских полярников — обеспечить круглогодичную навигацию по СМП. Далее расскажем о перспективах и масштабах Северного морского коридора.
Вековая мечта станет реальностью
Круглогодичная навигация по Северному морскому пути — это вековая мечта, о которой долгое время грезили русские полярники, в числе которых и Д. И. Менделеев, написавший после Цусимского боя:
«Если бы хотя бы десятая доля того, что потеряно при Цусиме, было затрачено на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму».
И вот свершилось: навигация по главной морской артерии в российской Арктике от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения длиной 5 600 км станет круглогодичной. Об этом заявил президент России, выступая в Китае на международном форуме «Один пояс, один путь» в прошлом году:
«Со следующего года навигация грузовых судов ледового класса по всей протяженности Северного морского пути станет круглогодичной».
Несомненно, это событие важно не только с точки зрения создания кратчайшего морского пути между европейской частью России и Дальним Востоком, но и с точки зрения создания условий для стабильного товарообеспечения 20 млн жителей Крайнего Севера. А ведь совсем недавно об этом можно было только мечтать. Но благодаря реализации национального проекта «Модернизация», задачами которого являются развитие СПМ и рост грузооборота на нем, мечта стала реальностью.
❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Рекордный грузооборот СМП
Грузоперевозки на Северном морском пути стремительно набирают обороты. Так, в 2023 году они были на уровне 36 млн тонн. Большую часть из них осуществили «Новатэк», «Лукойл», «Газпром нефть» и «Норникель», вынужденные перенаправить грузовые потоки с западного направления на восточное из-за санкций. В 2024 году объем перевозок планируется удвоить.
А перспективы еще более амбициозные: к 2030 году достичь 150 млн тонн, а к 2035 году — 220 млн тонн. И это вполне реалистичные показатели, потому что они основаны на уже подписанных соглашениях с основными грузоотправителями.
Такими темпами арктическая артерия скоро догонит самый загруженный канал в мире, через который в 2022 году было переправлено более 1 млрд тонн грузов.
«Примерное соотношение грузоперевозок — 24 тыс. км по Суэцкому каналу против 14 тыс. по Севморпути», — напомнил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев на заседании первого совета участников судоходства по СМП.
Ледокольный флот
Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию и рост грузоперевозок по Северному морскому пути, требуется лучший в мире ледокольный флот. И такой у России есть, как и огромные планы по его развитию.
«Ни у кого в мире нет таких судов. Россия — единственная страна в мире, у которой есть такой атомный ледокольный флот. У нас здесь большие планы», — отметил Владимир Путин.
Российский ледокольный флот уже пополнился 3 атомоходами «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Строястя серийные универсальные атомоходы «Якутия» и «Чукотка», сдача которых намечена на 2024 и 2026 гг.
Начато строительство новых ледоколов и судов ледового класса. К 2027 году будет построен беспрецедентный для мировой практики ледокол проекта 10510 «Лидер», который сможет колоть лед толщиной 6–7 м. А к 2030 году ледокольный флот пополнится еще 4 судами серии 22220 — самыми мощными в мире 60 МВт-ми атомоходами. В итоге, в 2035 году по Северному морскому пути будут ходить 18 ледоколов.
Несомненно, атомоходы — значимое конкурентное преимущество России, поэтому СПМ станет привлекательной арктической артерией не только для российских, но и зарубежных компаний. Ведь на фоне проблем в Красном море и американского бессилия что-либо в этой ситуации сделать, многие западные перевозчики передумали отказываться от СМП. Как никак кроме ледоколов артерия надежно защищена российским противовоздушным щитом. И ядерным, само собой разумеется.
Да, в некоторые месяцы придется доплачивать за проводку, но зато плыть в заботливом сопровождении и без риска для жизни. И весьма забавны тут безосновательные попытки США присвоить себе морское дно, особенно в Арктике.