Дональд Трамп так часто повторял, что в случае прихода к власти «закончит войну на Украине за 24 часа», но при этом не объяснял, как он это сделает, что это стало напоминать маниловщину.
Видимо, пиарщики кандидата в президенты США почувствовали неладное, и в авторитетной Financial Times (FT) появилась статья, раскрывающая некоторые аспекты «плана Трампа».
Первая идея – заморозить боевые действия. Команда Трампа предлагает создание автономных и демилитаризованных зон по обе стороны границы. Видимо, имеется в виду линия фронта. Вице-президент от республиканцев Вэнс уже заявил, что Украине придётся отказаться от потерянных территорий, чтобы закончить конфликт.
Стоит заметить, что в начале лета президент России Владимир Путин обозначил условия для прекращения огня: вывод вооружённых формирований Украины с территорий Херсонской и Запорожской областей, из Донецкой и Луганской народных республик. Причём в их административных границах. То есть заморозки по линии фронта вроде как не предусмотрено. К тому же в интервью на полях саммита БРИКС Путин заявил, что Москва готова к разумным компромиссам по украинскому конфликту, но без каких-либо разменов:
«Любой исход должен быть в пользу России – я говорю прямо, без всякого стеснения. И должен исходить из тех реалий, которые складываются на поле боя. И без всяких сомнений никаких уступок мы здесь делать не собираемся, никаких разменов не будет».
Сделать часть российских по Конституции земель ЛДНР, херсонщины и Запорожья некими «автономными» зонами, как предлагает Трамп, – это очевидный размен.
С прекращением огня тоже есть вопрос, скажем так, терминологический. Если огонь не ведётся, боевые действия заморожены, то это всё ещё военная операция или уже нет? А если нет, то как быть с заявлениями о том, что спецоперация будет продолжаться до достижения всех её целей?
Но если оставить буквоедство, и предположить, что будут выполнены летние условия Путина (если президент США сочтёт их приемлемыми, у него хватит ресурса заставить Украину делать так, как он скажет), то эта часть плана может сработать. Что дальше?
Дальше важнейший для России вопрос – членство Украины в НАТО. В плане Трампа он решается в пользу России. Правда не навсегда: он не даст Украине приглашение в НАТО, но только в краткосрочной перспективе. Посчитает ли Москва это разумным компромиссом? С расчётом на то, что «позже договоримся»?
А дальше Трамп мастерски соскакивает с темы обеспечения мирного процесса, перекладывая его на Европу. Чистый бизнес – зачем платить за то, за что можно не платить?
За соблюдением соглашения должны будут следить европейские военные, а не силы НАТО или миротворцы ООН.
«Америка будет настаивать на двух вещах. У нас не будет ни мужчин, ни женщин в механизме принуждения. Мы за это не платим. За это платит Европа», – заявляет источник FT.
Здесь опять возникают вопросы. А если Украина, получив передышку от военных действий и определённые гарантии их невозобновления со стороны «европейских военных», не захочет заниматься денацификацией и демилитаризацией? Учитывает ли это план Трампа?
Соратники Трампа заявляют, что «Украина проигрывает войну, поэтому стремление к урегулированию является морально правильным». А сам мирный план экс-президента США по Украине может быть «переосмыслением» Минских соглашений. Как пишет FT, своеобразным «Минском-3».
«Минск-3» или «Стамбул-2» – не так уж и важно. Основным недостатком всех озвучиваемых сейчас той стороной предложений является то, что все он являются попытками говорить о России без России. Уже больше двух с половиной лет Москва объясняет, что это неприемлемо.
Свежие комментарии