Первый метрополитен в Центральной Азии начал работу 6 ноября 1977 года в столице Узбекистана. Он стал седьмым по счёту в Советском Союзе.
По длине эксплуатируемых линий занимает 68-е место в мире и четвёртое – среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского).
Работы по проектированию Ташкентского метро начались в 1968 году. Специально для этого был создан Ташкентский филиал Метрогипротранса (сейчас «Ташметропроект»). Конструкции запроектированы с учетом сейсмичности региона (до 9 баллов по шкале MSK-64).
Проходческие работы начались 20 февраля 1972 года. Их вел тоннельный отряд № 2, переведенный в Ташкент после завершения строительства деривационного тоннеля в Андижане. В кратчайшие сроки была создана вся необходимая производственная база, организован выпуск бетонных изделий и производство чугунных тюбингов. Перегонные тоннели строились закрытым способом с применением щитов.
Геологические условия Ташкента в основном представлены лесовыми грунтами с ярко выраженными тиксотропными свойствами. При работе механизированных щитов, из-за вибрации происходило уплотнение грунтов, щиты неоднократно проседали. Скорость проходки механизированными комплексами оказалась крайне низкой и в конечном счете бо́льшая часть перегонных тоннелей была построена немеханизированными щитами.
Первая линия, получившая название «Чиланзарская», длиной 12,2 км с 9 станциями: «Сабира Рахимова», «Чиланзар», «50 лет СССР», «Хамза», «Комсомольская», «Дружба Народов», «Пахтакор», «Площадь имени В.И. Ленина» и «Октябрьской Революции», была запущена в 1977 году и шла с юго-запада на северо-восток через центр города.
В настоящее время в состав Ташкентского метрополитена входит 5 линий общей протяженностью около 58,5 км с 43 станциями. Среднесуточная перевозка пассажиров превышает 200 тыс. чел.
В систему метрополитена входит три метромоста через ташкентские каналы: два на «Чиланзарской» линии и один на «Юнусабадской».
Фото: Wikimedia Commons