26,5 тыс прочтений 29 ноября
В последних числах ноября пришла новость о снятии со своих постов руководителей «Яковлева» и «Туполева».
За что сняли, как бы понятно: вопреки утверждённой в июне 2022 года комплексной программе развития авиаотрасли, сроки поставок первых SSJ-NEW пришлось переносить с 2023 на 2025 год, МС-21 – с 2024 на 2025 год, а Ту-214, давно выпускаемый и успешно летающий, в 2024 году сделают всего один вместо запланированных семи, а в 2025 году – дай бог четыре вместо запланированных десяти.
В общем, с реализацией программы вышел конфуз, и нечего кивать на объективные трудности – в данном случае такие трудности свалились не с неба, и специалистами, не понаслышке знакомыми с состоянием отрасли, могли быть спрогнозированы заранее. Но, с другой стороны, можно ли поправить ситуацию в авиапроме только лишь заменой ключевых фигур? Насколько развитие этой ситуации вообще зависит от конкретных личностей?
И тут нам, для ответа на данный вопрос, очень пригодятся выводы аудиторов: группы консультантов из «Сбербанка» и «Газпром нефти», которые минувшей весной по поручению правительства провели внешний аудит ОАК. Итоги их работы, в своё время опубликованные «Коммерсантом», весьма примечательны. Вот, к примеру, лишь один из сделанных выводов: на сегодняшний день шесть поставщиков первого уровня могут обеспечить поставку выпускаемых ими комплектующих для производства только шести SSJ-NEW и шести МС-21 в год. Если засучить рукава и разобрать этот затор, то упрёшься в следующий: ещё ряд поставщиков ежегодно могут снабжать комплектующими не более дюжины производимых МС-21. Напомню, что в 2025 году ОАК собирается сделать девять МС-21, в 2026 году – 22, а в 2027 году – 36. Планы на SSJ-NEW тоже не маленькие: начиная с 2026-го планируется ежегодно производить не менее двух десятков этих самолётов.
Проблема номер два – согласно отчёту аудиторов, при разработке новых авиалайнеров сложилась крайне непродуктивная трёхступенчатая бюрократическая схема: «Ростех» отвечал за принятие решений, ОАК – за согласование, «Яковлев» – за реализацию. Представляете, сколько времени приходилось ждать, пока какая-нибудь бумажка, скажем, о необходимости заменить одного поставщика другим, проследует по всем ступенькам сначала вверх, а потом вниз! А ведь пока бумаги идут, чертежи стоят. Аудиторы рекомендовали укоротить эту бюрократическую лестницу, делегировав часть полномочий «Ростеха» в ОАК, а может быть – и в сам «Яковлев». Реализована ли эта рекомендация на данный момент? Не знаю.
Проблема номер три: значительный рост себестоимости намеченных к выпуску самолётов. Так, по данным «Коммерсанта», директивная стоимость МС-21 за два года выросла 3,2 до 3,6 млрд. рублей. Вроде бы, не так уж и сильно. Но, согласно источникам всё того же «Коммерсанта», к 2027 году себестоимость МС-21 будет составлять почти 9 млрд. рублей, а это около 100 млн. долларов! Для сравнения, не каталожная цена, а именно себестоимость Airbus A320 или Boeing 737 примерно в два раза ниже. Причина удорожания отечественных лайнеров – более высокие цены на отечественные комплектующие в сравнении с импортными, производимыми в куда больших объёмах. Например, двигатель ПД-14, с учётом изменения курсов валют, на сегодняшний день стоит более чем в полтора раза больше ранее устанавливаемого на МС-21 американского P&W. По мнению аудиторов, если цены у поставщиков продолжат увеличиваться, а это очень возможно при продолжающемся росте зарплат и цен на сырьё, себестоимость МС-21 может достигнуть 11,5 млрд. рублей – это более чем в три раза выше директивной цены авиалайнера!
В дополнение к выше обозначенным проблемам аудиторы высветили ещё несколько: кто заинтересовался, нужную статью «Коммерсанта» легко найти в интернете. Если все их суммировать, получается, что при нынешнем положении дел проблема развёртывания производства импортозамещённых самолётов – из разряда крайне серьёзных! А серьёзные проблему у нас в стране, как известно, решаются поиском ответа на два извечных вопроса: кто виноват и что делать? На первый из них, как видим, ответ найден и приведён в исполнение. Теперь будем смотреть, каким окажется ответ на второй вопрос.
MotorProject©Константин Закурдаев
Свежие комментарии