Responsible Statecraft | США
Западные лидеры вынашивают безрассудный план милитаризации Европы, пишет RS. Но, ко всеобщему облегчению, ему не суждено сбыться. Наращивание военной мощи в Европе не имеет смысла и подрывает все возможные демократические процедуры, указывает автор.
Эльдар Мамедов
Известные европейские "ястребини" — Урсула фон дер Ляйен и Кая Каллас — попытались воспользоваться обходными путями бюрократии, чтобы ускорить выделение 900 миллиардов долларов на перевооружение ЕС. К счастью для многих, их экстренный план не сработал даже в частичном исполнении.
На фоне обсуждения чрезмерной милитаризации внешней политики Вашингтона и яркой иллюзии мирового превосходства Европейский союз стремительно движется в противоположном направлении. Он явно планирует занять роль регионального гегемона в духе Соединенных Штатов Америки.
19 марта этого года Еврокомиссия, главный орган исполнительной власти в ЕС, обнародовала план по обеспечению безопасности в Европе (SAFE: Security Action for Europe). Он должен был стать частью масштабного перевооружения на общую сумму в 900 миллиардов долларов (конкретно документ SAFE предлагал распределение кредитов по запросу на 150 миллиардов, но об этом почему-то в статье ни слова. — Прим. ИноСМИ). Амбициозный план выдвинули политические элиты Бельгии, Германии, Франции и Польши. Широкого одобрения среди населения даже этих четырех стран инициатива не получила. Это создает опасную иллюзию: Евросоюз настолько боится ухода американских военных, что готов взять на себя роль защитника "либерального миропорядка, основанного на общих правилах".
Однако не все страны готовы ступить на шаткую палубу этого корабля. Венгрия, Словакия, Италия и Испания не разделяют общего азарта по вопросам перевооружения. В конце апреля голоса недовольных прозвучали и на заседании Европарламента — этот орган власти, в отличие от Европейской комиссии, напрямую избирается гражданами входящих в него стран.
Комитет Европейского парламента по правовым вопросам (JURI) единогласно отклонил основу, которую Еврокомиссия предложила для плана SAFE. Речь о статье 122 Договора о функционировании Европейского союза (TFEU). Это не просто какая-то юридическая или технократическая деталь. Статья 122 позволяет обойти прямое голосование в Европарламенте (решение должно быть принято большинством) и гарантировать одобрение своих инициатив. Поскольку важен консенсус, такой шаг мог бы обезопасить инициативу от наложения вето со стороны стран-скептиков.
Исторически статью использовали в период глобальных кризисов, как недавняя пандемия COVID-19. Теперь бюрократический инструмент пытается освоить главный "ястреб" Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, пробы продавить инициативу о перевооружении. Фон дер Ляйен, наряду с верховным представителем Евросоюза по внешней политике Кайей Каллас, она же бывший премьер-министр Эстонии, опираются на откровенно алармитскую риторику о якобы растущей внешней угрозе, особенно со стороны России. Делается это с единственной целью — ускорить механизмы финансирования и оправдать спешку в принятии решений.
Этот нарратив, основанный исключительно на страхе, заставил многие страны ЕС выстраивать свою внешнюю политику на российскоцентричной повестке, и это противоречит их приоритетам. Безусловно, в странах Балтии и Польше Москву воспринимают как прямую угрозу, отсюда и такая жесткая политика. Однако Венгрия и Словакия, например, выступают исключительно за мирное урегулирование российско-украинского кризиса. А Италия и Испания так вовсе называют своими основными рисками нелегальную миграцию и существование несостоявшихся государств на севере Африки, откуда в Европу бегут сотни тысяч беженцев.
Действия Комиссии сейчас представляют собой значительное превышение полномочий: они оттесняют парламент и не дают высказаться отдельным государствам-членам, что подрывает демократические процедуры. Ссылаясь на срочность, Урсула фон дер Ляйен стремится ускорить принятие плана SAFE без проверки, которая в данном случае необходима. Правовой комитет отклонил данную инициативу, — это прямое доказательство неспособности Еврокомиссии обосновать необходимость столь серьезных трат. Кроме того, официальные лица так и не смогли ответить на вопрос, почему они проигнорировали альтернативные инициативы.
Голосование — строгая процедура, ее не следует путать с принципиальной позицией против перевооружения. "Ястребиное" большинство парламента, состоящее из левоцентристских и правых партий, смогло продавить эту инициативу решением от 12 марта 2025 года. Оппозиция состояла из фракции "Патриоты за Европу" — в нее, в том числе, входят премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, французское "Национальное объединение" и ряд беспартийных членов Европарламента.
Голосование в Правовом комитете по-прежнему сосредоточено на технических деталях. Некоторые депутаты, особенно представители Франции, настаивают на включении пункта "покупай европейское", чтобы подстегнуть предприятия оборонной промышленности. Аналогичную идею поддерживают лоббисты из Брюсселя. Специальные органы Европарламента, такие как комитеты по иностранным делам, обороне и безопасности, до сих пор не рассмотрели этот вопрос со стратегической ясностью. На сегодняшний день так и не даны ответы на ключевые вопросы: какова главная цель плана SAFE, какие страны рассматриваются противниками и главное — для чего необходимы столь срочные меры по наращиванию военной мощи.
Еще более тревожно, что стремление ЕС к милитаризации подрывает дипломатические институты. Пока элиты предаются заблуждениям, простые европейцы, похоже, скептически относятся к резкому увеличению оборонных расходов. Более того, у Евросоюза даже близко нет тех возможностей защиты, что есть у США, начиная с географического положения между двумя океанами и заканчивая элементарной финансовой независимостью.
Тем временем, в погоне за неуловимой обороной Евросоюз тратит пропагандистскую мягкую силу на странные решения. Европейские бюрократы закрывают глаза на военные преступления Израиля в Газе, игнорируют тревожные новости из Турции, откровенно пресмыкаются перед президентом Азербайджана автократом Алиевым — и всё это, в лучшем случае, ради сиюминутной выгоды.
Голосование в Правовом комитете не решит ни одного из этих вопросов, но оно даст крошечный проблеск надежды. Оно дает шанс замедлить милитаризацию континента. Оно позволит избранным представителям и государствам-членам тщательно изучить долгосрочные последствия плана SAFE, оспорить основанные на страхе превышения полномочий Еврокомиссии и отдать приоритет дипломатии.
Если же Комиссия продолжит продавливать решения, фактически захватывая органы власти, их инициативы оспорят Европарламент и судебные органы ЕС.
Безрассудное стремление имитировать гегемона в стиле США, не имея на то финансовых и стратегических возможностей, рискует превратить Евросоюз в милитаристское объединение. Эта перспектива попирает абсолютно все демократические принципы, она не считается с потребностями Европы в безопасности и элементарном выживании в сложном регионе. В конце концов, такие решения приведут к катастрофическим и необратимым последствиям.
Об авторе: Эльдар Мамедов — эксперт по внешней политике из Брюсселя, внештатный сотрудник Института ответственного государственного управления Куинси.
Свежие комментарии