Нередко случается, что опытная или уже испытанная и принятая на вооружение военная техника так и остается в единичных экземплярах по причинам, которые никак не связаны с ее качествами. Именно такая судьба была уготована немалому числу образцов советского ВПК, созданных на рубеже 1980-х и 1990-х годов.
Часть из них уже спустя 20 лет все же добралась до серии, но многие так и остались лишь в качестве нескольких опытных экземпляров. Именно таким и посвящена моя серия статей.
Перед вами уже третий материал на эту тему на моем канале. Первые две можете прочитать тут и тут. В новой статье я постарался собрать не самые очевидные примеры. Надеюсь, что вам будет интересно.
Ан-71
В 1982 году в СССР стартовали работы по созданию оперативно-тактического самолета ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), аналогичного американскому палубнику E-2С «Хокай». Незадолго до этого израильские ВВС применяли его с обычных аэродромов как тактический самолет ДРЛО, и весьма успешно.
Сроки ставились очень сжатые для такой сложной разработки: уже в первой половине 1985 года новый отечественный «летающий радар» должен был совершить свой первый полет.
Требования к разработке предъявлялись высокие, вот лишь часть из них:
- совместная работа как со всеми имеющимися, так и перспективными истребителями и перехватчиками;
- возможность обнаружения низколетящих и малозаметных целей;
- одновременное сопровождение не менее 120 целей;
- обнаружение работающих РЛС, определение их пеленга и классификация;
- передача данных о целях на командные пункты и в АСУ ВВС, ПВО, ВМФ и Сухопутных войск.
Профильные институты оценивали рост боевой эффективности истребительной авиации при применении Ан-71 в 2,5-3 раза.
Головным предприятием по всей теме определили КБ Антонова, а по радиотехническому комплексу — московское НПО «Вега». В качестве базы был выбран легкий военно-транспортный самолет Ан-72.
Внешне отличить Ан-71 от исходного транспортника очень просто: самолет получил новое вертикальное оперение с обратной стреловидностью, на котором сверху во вращающемся обтекателе разместили антенну РЛС. Также машина получила обновленные маршевые двигатели и дополнительный разгонный двигатель.
Первый полет опытного Ан-71, на котором еще не были смонтированы все системы, прошел по графику — в 1985 году. До распада СССР успели практически полностью выполнить первый этап летно-конструкторских испытаний. После 1991 года финансирование по понятным причинам прекратилось, испытания остановлены. Ни Украине, ни России уже было не до нового самолета ДРЛО.
РСЗО «Прима»
Думаю, что все слышали о РСЗО «Торнадо-Г», которая является улучшенной версией старого доброго «Града». Но мало кто знает, что это уже не первая модернизация легендарной 122-мм системы залпового огня.
В 1988 году на вооружение была принята 9К59 «Прима». По сравнению с предшественником новая РСЗО получила дополнительные 10 направляющих (стало 50 вместо 40), новые неуправляемые ракетные снаряды с отделяющейся головной частью и неконтактным взрывателем и ряд других улучшений. При этом совместимость со снарядами старых модификаций сохранялась.
Помимо самой боевой машины 9А51 в комплекс также вошли:
- комплекс средств автоматизированного управления огнем «Капустник-Б»;
- транспортно-заряжающая машина 9Т232М;
- автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М;
- радиопеленгационный метеорологический комплекс РПМК-1.
Таким образом, в теории армия получала не просто «Град» с дополнительными направляющими, а современный автоматизированный комплекс. К сожалению, трудно сказать, насколько все составляющие эффективно работали бы в реальности, но испытания «Прима» прошла.
Сколько всего выпущено боевых машин комплекса, неизвестно. Несколько единиц досталось Казахстану, еще в прошлом десятилетии они иногда мелькали на парадах и учениях.
Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Советский ВМФ имел на вооружении не только огромные атомные подводные лодки с ядерными ракетами размером с 10-этажный жилой дом, но и совсем небольшие субмарины для выполнения специальных задач.
В 1990-м году в состав Балтийского флота были приняты две малые дизельные подводные лодки проекта 865 «Пиранья»: МС-520 и МС-521. Их экипаж состоял всего из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению.
Также внутри помешались до шести боевых пловцов вместе с оборудованием. Как раз для их доставки к месту выполения задания и заброски диверсионных групп и создавались эти малютки.
Выход аквалангистов за борт был возможен до глубины в 60 метров или на грунте. Для этого имелся шлюз. В грузовых контейнерах помещались транспортеры для боевых пловцов, либо четыре мины ПМТ, либо две 400-мм торпеды. На борту имелась гидроакустическая станция и выдвижная РЛС.
Корпус «Пираньи» был выполнен из титанового сплава и мог выдержать погружение на глубину до 200 метров. Под водой экономичным ходом на скорости в 4 узла субмарина могла преодолеть порядка 480 км, в надводном положении — порядка 1800 км.
Служба подлодок проекта 865 оказалась недолгой. Они оказались непростыми в эксплуатации, средств на обслуживание не хватало, а самое главное, что в новых условиях для «Пираний» на Балтике не видели применения. Кому забрасывать диверсионные группы, если все вокруг теперь друзья?
В 1998 году обе диверсионные субмарины порезали на металл. Но перед этим они успели сняться в фильме «Особенности национальной рыбалки». Правда только снаружи: для съемок внутри «Малютки» использовалась совсем не маленькая подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом». Она, кстати, сохранилась и является самым большим экспонатом технического музея в Тольятти.
МиГ-31М
В 1985 году совершил свой первый полет МиГ-31М — глубокая модификация перехватчика МиГ-31, который начал поступать в полки авиации ПВО всего за пять лет до этого. Это была инициативная разработка конструкторского коллектива, который стремился еще сильнее повысить характеристики выдающейся машины.
Отличий от базовой версии было много. Самые заметные внешне — это корневые наплывы крыла большей площади, увеличенный гаргрот (за счет топливного бака большего размера) контейнеры аппаратуры РЭБ на законцовках крыла, увеличенная площадь остекления у фонаря пилота и уменьшенная — у штурмана.
Последнее сделали, чтобы в его кабине было меньше света, который мешает считыванию информации с индикаторов (дисплеев). А еще у штурмана забрали органы управления самолетом.
Серьезным изменениям подверглись комплекс вооружения и РЛС. Число полуутопленных в фюзеляж точек подвески ракет Р-33 большой дальности увеличили с четырех до шести. Кроме того, номенклатуру вооружения добавили еще более дальнобойные Р-33С и Р-37, а также ракету среднего радиуса Р-77 и малого радиуса Р-73. При этом шестиствольную пушку ГШ-6-23 демонтировали. Что же касается РЛС, то МиГ-31М получил модернизированную станцию «Заслон-М».
Всего было построено семь опытных МиГ-31М для летных испытаний (один разбился) и один — для статических. Государственные испытания успешно завершились в 1994 году поражением цели с дистанции в 300 км. Однако серийный выпуск даже не начинался из-за отсутствия финансирования.
Уже построенные МиГ-31 других модификации позднее будут модернизироваться, но объем этих улучшений все равно несопоставим с МиГ-31М.
«ПАТ-Б»
Долго думал, включать этот образец вооружения в статью или нет, но все же решил это сделать.
152-мм полковая буксируемая гаубица 2А61 «ПАТ-Б» была создана в 1980-х годах как ответ на переход артиллерии стран НАТО на калибр 155 миллиметров. В этих условиях советские части, вооруженные 122-мм гаубицами Д-30 начинали уступать в огневой мощи, что было нежелательно.
«ПАТ-Б» унаследовала от Д-30 крайне удачный лафет с тремя станинами. Чтобы он выдержал возросшую нагрузку, новое 152-мм орудие получило развитый дульный тормоз, поглощавший большую часть энергии отката.
По итогам испытаний гаубицу 2А61 «ПАТ-Б» рекомендовали к принятию на вооружение в 1991 году. Однако было построено всего несколько экземпляров.
И вот на этом моменте поясню, почему сомневался по поводу включения этого орудия в статью. Дело в том, что большая часть изученных мной источников указывает, что «ПАТ-Б» была неудачной гаубицей, которую рекомендовали к производству по причинам не связанным с ее характеристиками.
А они звезд с неба не хватали. Дело в том, что по сравнению с уже выпущенными тысячами Д-30, новая более дорогая 2А61 имела только преимущество в огневой мощи за счет снаряда большего калибра. При этом «ПАТ-Б» обладала максимальной дальностью в те же 15 км, опережая из «одноклассников» по этому параметру только Д-1, созданную еще во время Великой Отечественной войны. При этом Д-20 разработки 1947 года могла закинуть обычный снаряд на два километра дальше, а по массе отличалась всего на 1300 кг. Таким образом, новая гаубица не обеспечивала роста возможностей отечественной артиллерии, который оправдывал бы затраты на ее закупку.
Тем не менее, «ПАТ-С» в следующие десятилетия активно возили по разным выставкам и даже предлагали на экспорт вариант под 155-мм снаряды стандарта НАТО. Но никто так новинкой и не заинтересовался.
Кстати, в 1980-х разрабатывалась еще и самоходная версия гаубицы на шасси БМП-3. Но от нее отказались по примерно тем же причинам, что я описал выше. Позднее шасси и башню «ПАТ-С» используют при создании САУ «Вена».
А что вы думаете по поводу «ПАТ-Б»? Пошла бы гаубица массово в войска, если бы СССР не распался? И стоило ли ее вообще производить? Предлагаю обсудить в комментариях.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.
Другие мои статьи вы легко можете найти, перейдя в канал, или по ссылкам ниже. До скорых встреч!
Свежие комментарии