Эммануэль Макрон грозится отправить войска на Украину, а рефреном в его речах звучит: Африка… Вот почему он так обижен на нашу страну. Он считает, что Россия отнимает у французов Африку!
Между делом галльский президент позирует в «спортивно-боевой» фотосессии c боксерскими перчатками. Но все это похоже на попытку хорошей игры при плохой мине. Или наоборот - хозяин Елисейского дворца может жонглировать словами как угодно, однако факт остается фактом: Париж терпит крупнейшее геополитическое поражение со времен развала колониальной системы. «КП» выясняла, почему все больше африканских стран отворачиваются от Франции и кто может войти в «антифранцузский клуб» в ближайшем будущем.
ЦАР: От борьбы с террористами - до пивного заводика
Хотя почти все бывшие колонии получили независимость еще в середине прошлого века, ключевые отрасли экономики до сих пор контролируют западные концерны. Например, один из крупнейших операторов мобильной связи, действующий в 15 странах Африки, - корпорация Orange. Раньше она называлась «Франс-телеком». Происхождение понятно - как и вектор движения доходов от услуг связи.
Обрушение французского карточного домика началось с небольшой малонаселенной Центральноафриканской Республики (ЦАР). С 2013 года в стране продолжалась гражданская война: христиане против мусульман - да и вообще все против всех.
В 2018-м по просьбе местных элит началось сотрудничество с Москвой. Россия как «третья сила» усадила власть и оппозицию за стол переговоров, война прекратилась, а те, кто не захотел сложить оружие, были ликвидированы. В благодарность в Банги, столице республики, три года назад поставили памятник российским военным инструкторам.
Интересно, что в республику зашли российские предприниматели, которые организовали… пивной заводик. Отечественный хмель быстро вытеснил французский - ведь ему, учитывая «любовь» к бывшей метрополии, объявили всенародный бойкот. Завод стал прибыльным, инвестиции быстро отбились.
Мали: Пока европейцы болтали, русские помогли
В Бамако, столице этой страны, стоит здание университета с табличкой на стене: «Дар ЦК КПСС в знак братской дружбы и революционной солидарности. 1967». Когда-то Мали было столпом советско-африканской дружбы, СССР строил тут - как и в соседних государствах - заводы и социальные объекты.
В девяностые все по понятным причинам закончилось. Свято место пусто не бывает, к власти вернулись ставленники бывшей метрополии, Франции. Мали - один из крупнейших в Африке производителей золота. С 2014 года Париж в рамках операции «Бархан» ввел туда группу войск. Для борьбы с террором. Хотя «почему-то» контингенты располагались там же, где золотые прииски. Подвергать себя опасности в столкновениях они не спешили.
В 2020-м, так и не найдя спасения от банд террористов, малийские патриоты организовали госпереворот, свергнув профранцузское правительство. Новым лидером стал молодой полковник Ассими Гоита. Париж наложил на Бамако санкции, тот стал искать пути политического выживания. И вернулся к сотрудничеству с Москвой.
Результат налицо. Малийский патриот по имени Августин Тэмэ из народа догонов рассказывал мне:
- Запад и французы только болтают о борьбе с террором - а при помощи русских наши бойцы просто молча ликвидируют боевиков.
Нигер: Почем уран для народа
Прошлым летом в столице еще одной бывшей французской колонии, Нигера, произошел еще один госпереворот. Тоже «военно-патриотический». Власть в мусульманской стране взял генерал Абдурахман Тчиани - настоящий человек-загадка, по одной из версий, в юности тайно принявший православие.
Причем Россию не обвинишь во «вмешательстве»: в Нигере нашего посольства просто нет. Зато с некоторых пор здесь тоже появились наши военные советники, а открытие диппредставительства - в планах.
Нигер - настоящая урановая кладовая, здесь добываются будущие «топливные таблетки» для атомных электростанций (при этом страна входит в десятку беднейших в мире). И кто утвердится в Ниамее сейчас - тот и будет контролировать энергетический рынок весь XXI век.
Промежуточный итог: из всех перечисленных стран французские контингенты под давлением новых правительств теперь выведены, а конец света или реванш террористов почему-то не настал.
На очереди - Чад?
В январе в Москву впервые за 56 лет (и второй раз за всю историю) прибыл президент Чада Махамат Деби. Чтобы вы понимали, насколько тут все сложно: свой пост он занял после недавней смерти отца, тоже президента - Идриса Деби. Прежний лидер погиб на боевом посту, командуя войсковой операцией против боевиков на севере страны три года назад.
Да, во многих регионах Африки с безопасностью все настолько плохо - от террористических атак страдают даже первые лица. Что уж говорить о жителях дальних деревень, где власть столичных чиновников зачастую заканчивается с заходом солнца.
Неудивительно, что Махамат Деби обсуждал в Москве все то же: военное сотрудничество. О результатах говорить пока рано… Но ведь и в случае с Мали или ЦАР от начала дружбы с РФ до крупных побед над бандитами прошло много месяцев.
Буркина-Фасо: Сменили «ленивое правительство»
22 декабря 2023 года Уагадугу, столица этой республики, оказалась на переднем крае антиколониальной борьбы. Здесь прошла международная конференция «Здравоохранение и суверенитет». Вроде бы узкоспециальное мероприятие, обсуждали вопросы эпидемиологии… и странные эксперименты американских биолабораторий по всему свету, включая Африку.
Западные СМИ и госдеп устроили истерику, нащупав тут «руку Кремля» - информпартнерами конференции выступали российские журналисты. И все это - на фоне разворота Уагадугу к Москве: в 2022 году здесь тоже произошел военный переворот, к власти, как и в Мали, пришел молодой капитан-патриот - Ибрагим Траоре.
Проблемы Буркина-Фасо - такие же, как везде. До трети страны контролировалось террористами. Это, собственно, и стало причиной, по которой молодые военные свергли прежнее «ленивое правительство», а народ их поддержал. Мол, если старые власти не могут обеспечить безопасность, то зачем они нужны. И дальше снова все пошло как под копирку: санкции, осуждение Запада… и начало военного сотрудничества с более надежным партнером - Москвой.
Звонок на континент
Хадидиату МЕНДУ, журналистка (Сенегал):
Париж «обязал» 14 стран платить себе миллиарды
- Стремление к переменам вызвано десятилетиями непродуктивного партнерства с западными странами, особенно с Францией. Их присутствие здесь не мешало террористам и повстанцам нападать, похищать и убивать мирных жителей в Сахеле (полоса земель к югу от Сахары, от Атлантики до Красного моря. - Ред.).
Было и вмешательство Парижа во внутренние дела, и манипулирование главами государств, и попытка сохранить Африку неразвитой, но подконтрольной.
Даже после обретения независимости в 1960 году Сахель сохранил зависимость от метрополии, которая печатает деньги по меньшей мере для 14 стран континента. (Речь о «франках КФА» - суррогатной валюте, которую Париж навязал бывшим колониям. - Ред.). С такой «финансовой системой» африканские государства обязаны выплачивать миллиарды во французскую казну.
Отношения между Парижем и независимой Африкой ни к чему не привели. Здесь по-прежнему существуют бедность, безработица, терроризм... Африканцы стали беднее, их ресурсы постоянно разграбляли или скупали по смехотворным ценам.
Как результат: сейчас Сенегал - тоже бывшая французская колония - готовится начать добычу нефти и газа, но сотрудничать в этом проекте будет лишь с австралийскими и американскими концернами - не с французскими, хотя раньше те здесь присутствовали.
Автор: Эдвард ЧЕСНОКОВ
Свежие комментарии