На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Добрый Мир

5 975 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Моргунов
    ВСЕГДА ГНУСАВИЛА, НЕ ПОВРЕДИЛА ЛИ ГОРТАНЬ ПРИ...."ТРУДОВАЯ ТРАВМА, КОРОЧЕ.."Главная эскортниц...
  • Игорь Васиков
    Шила в мешке не утаишь. И все прекрасно помнят "веселое" прошлое певички...Главная эскортниц...

«Никакой паники здесь нет»: как живет Севастополь после ракетного удара ВСУ

ФОТО: СВЕТЛАНА ПЕТРУШОВА

Вчера
218 прочитали

Крымский курортный сезон разделился на «до» и «после»

Трагедия, случившаяся на пляже в Севастополе после разрыва дальнобойных кассетных ракет ATACMS, разделила Крымский курортный сезон на «до» и «после». Она внесла смятение в умы и планы тех, кто собирался ехать в Крым к Черному морю или отдыхал здесь в тот момент.

Судьбе было угодно, чтобы я оказалась в Крыму более чем за неделю до страшных событий. Я нахожусь здесь до сих пор. И у меня есть возможность сравнить обстановку на побережье «до» и «после».

ФОТО: СВЕТЛАНА ПЕТРУШОВА

«А где сейчас безопасно?! Нигде!»

Мое расположение от места трагедии находится на удалении более чем 100 км — на юго-востоке полуострова. Здесь сегодня спокойно и тихо, как и в других частях Крыма.

Через сутки после трагедии я связалась со своей знакомой севастопольчанкой Тамарой и расспросила ее о настроениях горожан.

— Никакой паники здесь нет. Страшно лишь, что погибших не вернуть. У нас в частном секторе отдыхающих много. Бронь в гостиницах и пансионатах отменили единицы. Но! Несчастье и безмятежность ходят рядом. Всем же понятно, что вражеская сторона давно атакует дронами и ракетами места расположения военных объектов. Вспомни, что было в Сакском районе под Новофёдоровкой два года назад: взрывы на военном аэродроме. Это западная часть полуострова, — говорит Тамара. — Сами пляжи находятся на достаточном удалении от таких точек. И все же, когда выбираешь место отдыха, нужно изучить обстановку и местность. Сами мы давно относимся к окружающей действительности философски. Но осторожность соблюдаем всегда. Но ты скажи мне, где сейчас безопасно?! В Краснодарском крае, Ростовской области, на Белгородчине, в Подмосковье — везде же может прилететь.

Звоню друзьям в Подмосковье, рассказываю о своем отдыхе. Потом спрашиваю: «Какие планы? Приедете ко мне в Крым?» В ответ: «Мы похожи на камикадзе?! Это, считай, ехать к линии фронта! Местным деваться некуда, они привыкли. Рисковать не будем, и детей тащить в неизвестность не собираемся! Мы лучше на даче отсидимся или в Карелию махнем. Ты сама-то когда вернешься?»

А я и не знала, что им ответить. Пятнадцать лет назад влюбилась в эти места: природу, пейзажи, море, горы, травы, солнечные фрукты и овощи. Люблю приветливый характер крымчан и пить свежескачанный горный мед на берегу «вприкуску» с чаем из термоса. С тех пор и езжу. Привычке не изменяю. Но с началом СВО появилась другая привычка — «всегда быть на стреме», которая въелась в кровь. Два дня назад, шагая днем по набережной, услышала в небе гул вертолета. Посматривая вверх, ускорила шаг, свернула на примыкающую улицу. Нырнула в магазин. Стою, прислушиваюсь. У прилавка — очередь из безмятежных, разморенных солнцем отдыхающих: кто за мороженным, кто за пивом и лимонадом. Ни один даже ухом не повел. А я в очередной раз в душе посмеялась над своей «предусмотрительностью» и порадовалась спокойствию в продуктовой лавке.

Что в начале июня, что после севастопольской трагедии — здесь практически ничего не изменилось. Только море потеплело до 23–24 градусов и на пляжах, улицах стало чуть оживленнее. Народ не спеша прибывает на отдых.

Разговорилась на днях с семьей из Воронежа: Натальей, Дмитрием и маленькой Лизой. Они приехали на поезде в Крым меньше недели назад. Билеты бронировали задолго до отъезда.

— Для нас вопрос цены и качества отдыха — самый главный. Поездка могла не состояться только по причине высоких цен. Здешний отдых нам по карману. Сняли 1-комнатную квартиру сразу на месяц по очень хорошей цене — 60 тысяч за весь срок. Рядом магазины, рынок, кафе. Списались с хозяевами еще в начале весны. Планировка в квартире — в советском стиле, но нам евроремонт абсолютно не нужен. Мы же целый день, считай, у моря. До него от нас идти полчаса, встаем пораньше, — рассказывает Дмитрий. — Наталья вечером наготовит всего, мы в контейнеры складываем. А утром — с собой берем. Чай, кофе в термосы наливаем. Разогреть еду можно в микроволновке прямо в кафе возле пляжа. Никто не запрещает. Там даже кулер с кипятком стоит. Фруктов и овощей здесь полно. Так что условия — лучше не бывает! Я отпускные получил — 170 тысяч рублей. Думал, что на отдых не хватит. А вчера подсчитали: вместе с жильем и питанием на каждого у нас в среднем сейчас уходит 1200 рублей в день. Так что можем даже себе позволить излишества: например, съездить на экскурсию, поужинать в ресторанчике.

НА НАБЕРЕЖНОЙ. ФОТО: СВЕТЛАНА ПЕТРУШОВА

Думайте сами, решайте сами

Как мы сюда добирались? Если коротко — сухопутным маршрутом по новым территориям с ночевкой в г. Шахты Ростовской области. Стоимость квартир для ночлега в этом районе в среднем 2400–3000 руб. за сутки. Можно остановиться на ночевку и в Темрюке, где цены ниже. Например, «двушку» размером 42 кв. м можно снять здесь за 2300 за ночь. Важный момент: карту местности, по которой проходит путь следования, нужно скачать заранее. После ночевки перед стартом мы построили на навигаторе маршрут от точки ночлега до полуострова. Из этого режима выходить (закрывать страницу) не нужно, пока не доедете до места назначения. Иначе навигатор даст сбой, и появится вероятность заблудиться. Причина: пропадает Интернет. Главные точки маршрута: Таганрог — Новоазовск — Мариуполь — Бердянск — Приморск — Мелитополь — Чонгар — Джанкой. Длина пути — порядка 400 км. Скорость прохождения с учетом торможения на блокпостах — 6–7 часов.

Начало маршрута по новым территориям — КПП «Новоазовск — Весело-Вознесенка». Документы здесь проверят внимательно. Примерно с этого места Интернет отключится. Двигаться будете по офлайн-картам. Сотовая связь работает. На пути встретится много блокпостов. На трассе также есть военная полиция и комендатура. Так что держите документы под рукой. По дороге заправки встречаются каждые 50–70 км. Практически на всех есть карточные терминалы.

У Чонгара часто бывает огромная пробка из фур. Вставать за ними в очередь не нужно. Легковые машины ее объезжают слева. На автомобильном пункте пропуска (АПП) «Джанкой» будет тщательная проверка документов и вещей. Здесь все дотошно и строго. В зависимости от количества машин в этом месте можно задержаться и на час. Но сотрудников на джанкойском погранпереходе много. Поэтому очередь движется бодро, не заскучаете. По сравнению с прошлым годом качество дороги на сухопутном маршруте стало еще лучше. Дорожная разметка — ярче. Но после прохода АПП «Джанкой» дорога, как и в прошлом году, пойдет кочками. Потерпеть придется около 20 км. Зато после тряски вас ждет вознаграждение — появится Интернет.

Для тех, кто собирается ехать через Крымский мост, свежая информация также есть. По ряду обстоятельств наша команда, стартовавшая в Крым, разделилась на две группы. Одна из них проехала маршрутом через Крымский мост. Группу возглавил Дмитрий. Приоткрою секрет: по роду службы он имеет отношение к военной структуре. Поэтому данный вариант проезда был выбран не случайно.

— Самый главный вопрос, который обычно интересует людей, — насколько безопасно ехать этим маршрутом? Я через мост езжу уже несколько лет. Накопился определенный опыт. Делюсь. Ряд военных экспертов считает, что с поступлением на Украину ракет ATACMS дальностью в 300 км угроза выведения из строя Крымского моста может стать реальностью. Возможно, и так, но я не заметил, что регламент проезда и обстановка на мосту как-то изменились по сравнению с прошлым годом. Если, например, объявляют, что «мост временно закрыт», а ты уже на подъезде, волноваться не нужно. Движение на нем временно перекрывают для того, чтобы исключить любой риск.

ФОТО: СВЕТЛАНА ПЕТРУШОВА

Как долго стоять по тревоге — гадать бессмысленно. Минимальная задержка — 7–10 минут. Максимальная — 4–6 часов. Все зависит от обстановки. Но обычно тревога присутствует около часа с хвостиком. Потом мост открывают, — объясняет Дмитрий. — Как правило, вражескую цель сбивают задолго до моста. Тревогу отменяют военные, как только посчитают это нужным. Данные обстоятельства нужно понимать и принимать. К слову, поезда тоже останавливаются задолго до моста. Существуют специальные группы в популярных мессенджерах, где обстановка транслируется в режиме онлайн. Советую перед поездкой вступить в них и отслеживать ситуацию. Как только мост временно закрывается, навигатор перестает «видеть» маршрут и показывает вариант объезда по сухопутному пути.

Во время тревоги могут включить сирены, сотрудники и системы оповещения будут передавать информацию о развороте транспорта с целью «покинуть мост». И да, часто возникает такая ситуация, что ты вроде бы уже на подъезде у цели, но по сигналу тревоги тебя отправляют на разворот. И ты оказываешься в самом хвосте. Людей это нервирует. Ведь иногда случается, что разворачивают и несколько сотен машин. И ты уже стоишь позади тех, кто только что подъехал. Такие ситуации тоже нужно принять как данность и не качать права. Однако в очередях по этому поводу случались и жесткие разборки: свежеприехавшие не пускали «старичков», которые отстояли, а их развернули. Обстановка бывает напряженной. В итоге побеждает здравый смысл. Люди должны понять, что разворот — вынужденная мера. Ведь при строительстве моста никто и не проектировал здесь укрытия.

Дмитрий в какой-то момент открыл маленький блокнотик и заглянул в него.

— Вот здесь я пометил себе, как действовать, чтобы не заблудиться, если отключился навигатор. Правда, здесь заблудиться сложно, — поясняет Дмитрий. — Есть универсальный способ построить правильный маршрут на участках, где глушат GPS-сигналы. Он описан на многих тематических сайтах. Но еще проще перед поездкой изучить маршрут по бумажным картам, взять их с собой. Ведь каждый уважающий себя водитель, на мой взгляд, должен ориентироваться в пространстве и держать весь маршрут в голове. Раньше ведь не было сотовых телефонов.

Вишневый сад

Как только вода в море потеплела, я связалась с родственниками. Они собирались стартовать на полуостров в ближайшую неделю. Попросили уточнить цены на жилье.

Давно заметила, что с началом СВО количество народа на пляжах и набережных Крыма даже в разгар сезона (июль–август) заметно уменьшилось. Сравниваю с обстановкой 4–5-летней давности. На главных улицах, что ведут к морю, нет той безумной толпы людей по вечерам, через которую, помню, приходилось буквально продираться. Стабильно отсеялись курортники, которые экономили дни отпуска и летали сюда самолетами (через Симферополь). На пляже, особенно ранним утром (до 9 часов) и после 17 вечера, народу очень мало. И ты ощущаешь себя единоличным владельцем всей этой окружающей тебя красоты. Такая ситуация, естественно, повлияла на цены. Сегодня здесь все значительно дешевле, чем, например, в Сочи: продукты, блюда в кафе, столовых, одежда, обувь, предметы первой необходимости в магазинах и на рынках, лекарства в аптеках. Ну и, конечно, жилье.

ФОТО: СВЕТЛАНА ПЕТРУШОВА

В пансионатах и гостиницах в шаговой доступности от моря средняя стоимость номеров: от 3500 до 5000 рублей с человека (причем с 3-разовым питанием). Условия проживания отличные: санузел с душем, кондиционер, холодильник, чайник и прочее. Если повезет, из окна будут видны море и горы. При некоторых пансионатах с такими ценами есть парки, лечебные и спортивные корпуса, концертные залы. Детей и взрослых развлекают аниматоры. По вечерам бывают танцы, песни под баян и кино. В частном секторе у моря можно снять жилье в среднем от 2500 до 3500 руб. в зависимости от размера помещения и условий. В 10–15 минутах ходьбы от пляжа сдают домики от 1700 до 2000 в сутки. Но самые лучшие варианты до середины сентября уже забронированы. Я нашла несколько предложений по 800–1000 рублей за спальное место в доме. Но закутки с кроватями были очень маленькими, а душ и прочие удобства находились во дворе. Сам дом напомнил муравейник. Хозяйка тоже была под стать — тараторила без остановки, не давая опомниться: «Ну что решили? Ответ нужно до вечера дать! У меня желающие в очереди, уже две семьи интересовались». Я осмотрела двор: на большом дереве наливались абрикосы. «У меня и вишня еще висит, вон сколько! Можно есть сколько хочешь», — хозяйка показала рукой в сторону забора, и я отчетливо уловила вишневый аромат.

Уже на обратном пути зашла на рынок в центре города. Цены на фрукты были сказочные: вишня, черешня (ягоды крупные) — 120–160 рублей за кило, персики в зависимости от размера от 70 до 150 рублей за кило, стаканчик с малиной — 50 рублей. Мягкие розовые помидоры — 40–60 рублей за кило, те, что покрепче, — 80–100 рублей. Большие оранжевые абрикосы — 140–150 рублей за кило, помельче — 90–100 рублей. Ялтинский лук — 80–100 рублей за кило в зависимости от свежести и размера. Большой пучок свежей зелени — 15–20 рублей. Присутствует стойкая тенденция к снижению цен в июле: на полуострове жаркая погода, а предложений по фруктам и овощам хоть отбавляй. Очень вкусную молочную продукцию предлагают местные фермеры: молоко, творог, сметана и т.п. Банка 3 л свежайшего молока стоит в среднем 180–200 рублей. Я всегда беру продукты у проверенных людей. Удивительно, но стоимость молочки, овощей, фруктов в магазинах выше, чем на рынке. На рынке продают свежую рыбу пеленгас (выловленную в Черном море) — 350 рублей за кило.

Кстати, о ценах в магазинах. Чтобы они не росли как на дрожжах, крымские власти подписали Соглашение о стабилизации цен на социально значимые продукты. Суть его в том, чтобы магазины — участники этого соглашения не повышали надбавку на 30 наименований товаров более чем на 5%. Все это работает. По вечерам в таких торговых точках на кассах даже собираются очереди, а прилавки заметно пустеют. Десяток яиц стоит 80 рублей, хлеб — 30–40 рублей, килограмм мяса птицы — 200–230 рублей.

Немного об «излишествах» — ценах в кафе и ресторанах. День России мы отмечали в Крыму вместе с друзьями. Шли по набережной, шелестело море. В районе диких камней у подножия горы увидели причудливые огоньки летней веранды уютного ресторанчика. Здесь и остановились. Еда была свежей и вкусной. И у нас «с собой было» — владельцы заведения разрешили разлить принесенное с собой вино. Даже бокалы предложили. Играла живая музыка, а на море «сверкала серебром» лунная дорожка. Камни древней крепости излучали тепло дневного солнца. Вечер удался. За общением не заметили, как сутки подошли к концу. Когда принесли счет, приятно удивились и переглянулись. Нас было семь человек (пятеро взрослых и двое детей). Ни в чем себе не отказывали. Общий счет составил 7500 рублей. И это у моря. А в центре города цены в кафе еще ниже, в полтора раза как минимум.

ФОТО: СВЕТЛАНА ПЕТРУШОВА

О сотовой связи и тягунах

Каждый раз, приезжая в Крым, я навещаю на рынке свою знакомую. Галя продает свою продукцию с сада-огорода по честным ценам, потому что не алчная. А еще она сдает отдыхающим комнаты в квартире. В летний теплый сезон они с мужем живут в гараже. Условия там есть. Что насобирают за курортный период, на то и живут зимой. Галина — человек критического мышления. Читает газеты, размышляет, анализирует. Но в этом году даже меня, искушенную информацией, ее неожиданный вопрос в лоб поставил в тупик.

— Вот ты скажи мне, доколе американский разведывательный беспилотник RQ-4, что висит над Черным морем, будет безнаказанно передавать ВСУ координаты целей у нас в Крыму?! — шумит Галина. — У меня сын на доступном всем сайте уже давно отслеживает пролеты беспилотников стран НАТО над нашим морем. Он мне скриншоты с экрана каждый божий день показывает. Кто в теме, эта информация ни для кого не секрет. Над Крымом и морем по 30–40 спутников иностранных висят. Чем они там занимаются?! Кто это контролирует?!

Я пожала плечами, и мы плавно перешли на тему сотовой связи и стоимости билетов на поезд.

— Люди жалуются, что у нас здесь с Интернетом проблема. Уже 10 лет мы в составе России, а у нас тут до сих пор роуминг. Та же история в ЛНР и ДНР, на Запорожье и в Херсоне. Почему так? — возмущалась Галина. — Мне рассказывали, что известные всем операторы таким способом зарабатывают огромные деньги. Слышала, что ФАС за дискриминацию наших регионов уже начала выписывать штрафы. У меня вопрос: а где была ФАС все эти 10 лет?! Никто об этом разве не знал?! Поговаривают, что наши крымские компании на этом роуминге заработали баснословные деньги. Например, тот же оператор «Феникс» (бывший «Киевстар»). Он обслуживает сегодня территории Новороссии. Звонки оттуда идут по тарифу «дальнее зарубежье». Похожие дела творятся и с билетами на поезда до Крыма. Люди в шоке от цен. Сейчас купить билеты на поезд до Крыма практически нереально. Лишь счастливчикам удается урвать единичные билеты в плацкарте или в спальных вагонах. В последних цена зашкаливает. Ты сама как добиралась?

Я ответила, что на машине. А с сотовой связью проблем не было, потому что я заблаговременно подключила за 150 рублей опцию на месяц. Она позволяет пользоваться столичной сим-картой в режиме «как дома».

— Ты про тягуны знаешь? — неожиданно спросила Галина. — Это обратные течения. Можно утонуть рядом с берегом, если неправильно будешь себя вести. Гибнут даже пловцы-профессионалы. Тягуны на Черном море встречаются часто. Нужно понимать физику такого явления. Это внезапно образовавшийся водный поток, направленный перпендикулярно к берегу или по диагонали. Его скорость может доходить до 16 км в час. Ширина потока варьируется от 2–3 метров до 50 метров. Если человек понял, что попал в него, не нужно пытаться сразу плыть к берегу. Задача — пересечь его. В ряде случаев — вдоль берега, пока эта полоса не закончится. Если чувствуешь, что силы на исходе, нужно подать известный всем сигнал бедствия: поднять вверх руку и махать! Главное правило в Крыму — не паниковать.

Автор: Светлана Петрушова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх