На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Добрый Мир

6 205 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Фурцев
    Главное что бы животы не заболели от черешни у москвичей.«Украинцы извелис...
  • Александр Макеев
    Внезапно нацист-еврей Зеленский и члены его правящей нацистской банды могут исчезнуть либо в результате реального рос...«Украину ждёт кап...
  • Валерий Фоменков
    И для чего об этом рассказывать? Давать лишнюю информацию для бандерья? Боевой лазер не нужно показывать, нужно прост...Сжег дрон за секу...

Трамп страшно завидует Путину. Но понимает: до его уровня далеко. Отсюда все проблемы

UnHerd | Великобритания

Правило, согласно которому во время геополитического шторма все страны устремляются к безопасной гавани в лице США, теперь не работает, пишет UnHerd.

Война на Ближнем Востоке обнажила слабости "гегемона": мировые экономики теперь смотрят вовсе не на Трампа, а на стабильных Путина и Си Цзиньпина.

Джон Рэпли (John Rapley)

Раньше начало очередного конфликта на Ближнем Востоке приводило к резкому росту цен на нефть и угрожало мировым кризисом. В 1973 году, когда Египет и Сирия начали совместное нападение на Израиль (Египет и Сирия пытались вернуть захваченные в 1967 году территории и поубавить самоуверенность Израиля в своих силах при безмерной поддержке США — прим. ИноСМИ), а Саудовская Аравия сократила поставки нефти, мировые цены на нее выросли в четыре раза. Тогда на автозаправках выстраивались длинные очереди, сказки на ночь детям читали при свечах из-за отключений электричества, а западные экономики испытали двойной удар — рост цен и падение производства. С тех пор кризис и стагнация преследуют политиков, в памяти которых остались те холодные и темные ночи.

Однако за полвека кое-что изменилось. После того как на прошлой неделе Израиль нанес удар по Ирану, цены на нефть резко выросли, но лишь до того уровня, на котором они находились последние три года, отвоевывая недавно утраченные позиции. Что касается опасений по поводу мирового кризиса, то акции на короткое время упали, но затем вернули большую часть своих позиций. По крайней мере, поначалу мировые инвесторы рассматривали эту войну как неприятность, а не как катастрофу.

Это немного странно, учитывая, что война разразилась в непростое для мировой экономики время. За последние пару недель и ОЭСР, и Всемирный банк опубликовали обновленные прогнозы для мировой экономики. Ни один из них не является оптимистичным. Ожидается, что глобальный рост в этом году не превысит 3%. Больше всего от этого пострадают развитые экономики, у которых наблюдается крайне медленный экономический рост, если он вообще есть.

В США выдвинули 17 условий мира на Украине. Европа обязана их принять. Отказ повлечет третью мировую

Итак, несмотря на безмятежное состояние рынков в условиях масштабной войны, риски для мировой экономики остаются высокими. Хрупкое равновесие, установившееся в нынешнее время, может продержаться недолго. Пока что ведущие мировые державы держатся в стороне от конфликта Израиля и Ирана. Когда на этой неделе президент США Дональд Трамп внезапно покинул саммит "Большой семерки" и написал в Твиттере, что правительство Ирана должно эвакуироваться, возникли предположения, что американцы собираются присоединиться к атакам Израиля. Однако ночь прошла без дальнейших инцидентов, а Трамп впоследствии заявил, что стремится к "реальному завершению" войны, хотя дальнейшая перспектива конфликта осталась такой же неясной, как и прежде. Несмотря на то, что Израиль имеет преимущество в силе и, по всей видимости, полное господство в воздухе, считается, что у него нет ни боеприпасов, ни воздушных сил, необходимых для нанесения решающего удара. Чтобы полностью уничтожить ядерные объекты Ирана, Израилю необходимо, чтобы американцы присоединились к его действиям. У Нетаньяху есть сильные сторонники в администрации Трампа. Однако между теми, кто хочет поддержать войну Израиля, и теми, кто хочет продолжить курс на сдерживание Китая, наметился глубокий раскол. В то же время несмотря на то, что на президента оказывается давление с целью заставить его продемонстрировать жесткий ответ, опросы показывают, что избиратели Трампа решительно выступают против прямого американского участия в этом конфликте.

Трамп вскоре должен решить, в какую сторону ему двигаться, если он еще не сделал этого. Фундаментальная проблема для мировой экономики заключается не в том, какое решение он примет, а в том, что его невозможно предсказать. Хотя американские президенты пользуются большой свободой действий во внешней политике, в их поведении всегда присутствовала общая предсказуемость. Например, от предшественника Трампа Джо Байдена можно было ожидать, что он будет бесконечно критиковать Нетаньяху, но продолжать предоставлять израильскому лидеру все, что тот хочет, в связи с идеологической приверженностью Байдена сионизму. В случае с Трампом все зависит от того, кого он слушает на данный момент.

За время своего второго президентского срока Трамп недвусмысленно дал понять, что Соединенные Штаты устали играть роль гегемона в мировых делах и поэтому в будущем будут принимать решения, исходя из собственных приоритетов, о которых говорил сам президент. Трамп полагает, что хитрость и ловкость позволяют ему свободно заключать сделки и менять правила международной экономики таким образом, чтобы максимально удовлетворить американские интересы.

Но если отказ от давних обязательств и союзов дает президенту свободу действий таким лидерам, как Владимир Путин и Си Цзиньпинкоторым Трамп, очевидно, завидует, то подход самого президента США отличается. Если Си Цзиньпин, Владимир Путин и даже северокорейский лидер Ким Чен Ын основывают свои решения на стратегии и идеологии, которые можно понять и согласовать, то идея "Америка прежде всего" Трампа остается неопределенной и неясной. Сначала Трамп вводит пошлины, которые должны помочь восстановить американскую промышленность, затем отменяет их, так как они должны были стать разменной монетой в торговых переговорах. Сначала проводятся массовые депортации с целью защиты интересов американских рабочих, затем отменяются, потому что вредят американским фермерам и владельцам отелей. И так далее.

Без Стинга и "Мерседеса"! Американцев задело, что России хорошо и без них

В условиях такой неопределенности долгосрочное планирование становится сложной задачей. Пока что большинство американских предпринимателей не меняли свои планы по инвестициям на этот год, хотя первые признаки увеличения числа компаний, намеревающихся сократить инвестиции в условиях растущей неопределенности, уже появляются. Еще более показательно то, что иностранцы начинают терять веру в Америку и, как следствие, выводят свои деньги.

На фоне этого наиболее значимым событием ближневосточной войны является то, что десятилетиями выработанное правило мировой экономики, согласно которому во время геополитического шторма все устремляются к безопасной гавани в лице США, похоже, теперь не работает. В прошлом на фоне усиления напряженности в регионе цены на нефть росли, доллар укреплялся, а доходность американских облигаций падала, поскольку глобальные инвесторы спешили разместить свои деньги в безопасных США. На этот раз все произошло наоборот. Цены на нефть остаются в своем недавнем диапазоне, доллар продолжает падать, а доходность облигаций не снижается. Тем временем цена на золото продолжает неумолимо расти по мере того, как в разных странах отказываются от доллара и возвращаются к золоту в качестве предпочтительной резервной валюты.

Складывается впечатление, что состояние мировой экономики напоминает период между двумя мировыми войнами прошлого века, когда угасающая британская империя утратила свою гегемонию, а США укрепляли силы, но еще не были готовы прийти ей на смену. Британия уступила США место крупнейшей экономики мира, но американцы не имели военной силы, соответствующей их статусу экономической сверхдержавы. Накануне Второй мировой войны Дуглас Макартур сетовал, что вся армия США, которая была меньше армии Португалии, могла бы поместиться на бейсбольном стадионе "Янки". Британия, тем временем, отчаянно пыталась избежать конфликта любой ценой и не могла играть роль мирового жандарма. Фунт стерлингов также постепенно слабел, но доллар США тогда еще не заменил его в качестве мировой резервной валюты. В условиях мировой экономики без единого центра наступила эпоха нестабильности. Финансовые кризисы, с которыми страны плохо справлялись, а также ослабление торговых связей привели к Великой депрессии и началу войны.

Даже русофобы обомлели: поддержка Израиля доказала все лицемерие Запада. Люди требуют жесточайше покарать Нетаньяху

Похоже, что сегодня мировая экономика вступает в похожий период междувластия. Это делает ее уязвимой для любого крупного экономического шока, подобного тому, что произошел в 2008 году во время мирового финансового кризиса или в 2020 году во время пандемии коронавируса. Но эти кризисы произошли тогда, когда среди стран "Большой семерки" все еще существовал общий политический консенсус относительно глобального порядка, основанного на открытых рынках и относительно беспрепятственных потоках денег, товаров и услуг. В результате финансовые и политические лидеры смогли быстро и эффективно справиться с этими кризисами благодаря высокой степени координации, включающей такие меры, как своп-линии центральных банков, и общему согласию относительно основных направлений политики, которые заключались в сочетании свободной бюджетной и финансовой политики и в поддержании мировой торговли.

Сегодня на фоне подобного экономического шока такая гармония кажется недостижимой. Хотя война на Ближнем Востоке не обязательно приведет к кризису, в мировой финансовой системе нарастает напряженность. Некоторые эксперты пролагают, что частный капитал ждет кризис, а недавнее увлечение официальной финансовой системы криптовалютами несмотря на то, что она до сих пор не может найти им применение, все больше напоминает финансовый пузырь. Это может быть признаком скорого падения.

Если не произойдет драматической эскалации, например, массовых жертв, которые переведут войну в совершенно новую фазу, закрытия путей транспортировки нефти, конфликта с западными или другими силами в регионе, нынешний ближневосточный конфликт, возможно, не станет шоком для мировой экономики, как в 1973 году. Однако этот конфликт обнажил надвигающиеся проблемы в экономике западных стран и подчеркнул растущие риски для будущего роста. Чем дольше будет продолжаться война, тем хуже будет ситуация, поэтому США, которые в конечном итоге будут играть решающую роль, заинтересованы в скорейшем завершении конфликта. Пока неизвестно, сможет ли Трамп это сделать. В любом случае эта ситуация покажет всю степень слабости гегемона.

Джон Рэпли — писатель и ученый. Работает в Лондоне, Йоханнесбурге и Оттаве. Автор книг "Почему угасают империи: Рим, Америка и будущее Запада" (в соавторстве с Питером Хизером, Penguin, 2023) и "Сумерки денежных богов: экономика как религия" (Simon & Schuster, 2017)

Что вы думаете об этом? Поделитесь мнением в комментариях!

Оригинал статьи

Ссылка на первоисточник
наверх