В среду в Боливии начался военный мятеж. В тот же день и закончился.
Кадры с военными, которые трусливо улепетывают от разгневанных сторонников власти, не только забавляют, но и нуждаются в объяснении. Возглавил попытку переворота генерал Хуан Хосе Суньига (которого накануне президент Луис Арсе уволили с поста командующего боливийской армией). В тот же день генерала арестовали. Так что же это было и почему случилось?
ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕВОРОТА В БОЛИВИИ
История Боливии густо пересыпана переворотами. Только в 1969-1980 годах в стране их случилось девять. Но в этом государстве, как и во всей Латинской Америке, в последние годы военные мятежи стали редкостью. И тут вдруг – пожалуйста!
На площадь Мурильо перед президентским дворцом мятежный генерал с подельником, бывшим командующим ВМФ страны, вкатились, сидя внутри бронемашины, которая врезалась в дворцовую ограду. В буквальном смысле – наезд на демократию! Военные хотели насильственно сместить правительство, провозгласив Суньигу новым лидером страны.
При попытке переворота, сообщает боливийская пресса, девять человек были ранены, одного парня военные жестоко избили, применяли слезоточивый газ. Но события все равно развивались весьма вяло.
Генерал не стал арестовывать президента. Арсе, одетый «по-походному», в легкую курточку, вышел из окруженного дворца навстречу главному мятежнику (генерал в этот момент что-то рьяно жевал - скорее всего, листья запрещенного в России растения) и поговорил с ним на повышенных тонах, приказывая увести войска. А потом спокойно вернулся во дворец, где привел к присяге новое армейское командование…
Когда уже арестованный Суньига вечером сделал заявления, которые можно понять как признание в имитации переворота, все произошедшее заиграло другими красками.
ПРИЧИНЫ МЯТЕЖА
Обвиненный в терроризме и вооруженном восстании против государства генерал вдруг выдал такое: «Президент сказал мне, что ситуация не просто критическая - аховая. Необходимо что-то подготовить, чтобы поднять его популярность». «Выводим на улицы бронетехнику?» - якобы спросил генерал президента, и тот якобы ответил: «Выводи».
Вот и ломай голову: хотел Суньига, как заявлял в момент мятежа, «вернуть страну к подлинной демократии», чтобы защитить права народа, или согласился сыграть в опереточный переворот, чтобы подкачать власть авторитетом за победу над ним?
Интриги добавляет и то, что бывший президент страны Эво Моралес фактически стал соперником нынешнего президента Арсе, которому когда-то был соратником.
Моралес, собравшийся составить конкуренцию на президентских выборах 2025 года нынешнему главе государства, получил от Суньиги публичное предупреждение: пойдешь на выборы - поплатишься. В прессе вообще утверждают, что генерала в отставку президент отправил именно за эти угрозы своему конкуренту. Как благородно! А Моралес, по той же прессе, предупредил о подготовке военного переворота и призвал власти, чтобы доказать, что это не «автопереворот», решительно осудить его. Что, в общем-то, и случилось.
Сюжет почище, чем в некоторых латиноамериканских «мыльных операх», только вместо страстей любви - исключительно политические чувства.
Есть и такая версия: президент Боливии только что побывал в России на Петербургском экономическом форуме, встретился с президентом РФ Владимиром Путиным, сказал, что его страна хочет в БРИКС. Разве этого недостаточно, чтобы в Вашингтоне решили попробовать сбросить Луиса Арсе? Теоретически – да, и исключать это совсем не стоит.
Но надо учесть, что Эво Моралес, человек сугубо левых убеждений, пришел к власти в далеком 2006-м и правил до 2019-го, когда вынужден был уйти в отставку из-за массовых протестов оппозиции, а вовсе не недовольства военных. А с 2020 года президентом стал Арсе, политический соратник Моралеса.
Вообще в латиноамериканских странах, где к власти приходят левые силы, армию берут под строгий контроль, чтобы не иметь известных неприятностей. И кубинские военные инструкторы, как правило, заменяют там американских.
Зарубежная реакция на попытку госпереворота в Боливии была однозначно негативной. Примечательную запись оставил в соцсетях президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Силва: «Я сторонник демократии и хочу, чтобы она восторжествовала во всей Латинской Америке». То есть заявления военных, что они поднимают мятеж против гражданской власти, чтобы спасти демократию, уже, как говорится, не канают…
А что там на самом деле было в Боливии – авантюра обиженного отставкой генерала, имитация мятежа для демонстрации торжества этой самой демократии, конфликт вчерашних соратников - боливийский народ со временем разберется. Главное – перевороты даже в Латинской Америке вышли из политической моды.
Автор: Евгений УМЕРЕНКОВ
Свежие комментарии