Меня удивляют все эти различные догадки и предположения, которые я слышал за последние полгода относительно сделки между Россией и Ираном по поставке истребителей Су-35СЭ.
Одно из самых смешных утверждений — Иран якобы отказался от истребителей из-за их небоеспособности.
Ведь Су-35С на сегодняшний день является самым эффективным истребителем нового тысячелетия.
Также было сказано, что российское руководство запрещает продажу этих истребителей Израилю, и даже то, что у Ирана на самом деле нет на них денег.
Всякие блогеры и даже некоторые журналы с авторитетной репутацией усиленно придумывали различные теории. Как обычно, все эти слухи появились на фоне информационного вакуума, который образовался вокруг данной сделки. Ещё в марте этого года говорили о ней, как о уже состоявшемся событии. По сведениям израильских изданий, со ссылкой на их военную разведку "Аман", в мае прошлого года, первая партия истребителей должна была прибыть и занять свои места на перестроенной авиационной базе "Орёл-44". Но ничего подобного не произошло, и начался период предположений и домыслов. В сентябре того же года, журнал "Форбс" не сомневаясь утверждал, что это сам Иран отказался от сделки в надежде получить замороженные в катарских банках денежные средства из США. Американцы, как обычно, изящно, обманным путём обвинили Иран в причастности к событиям в Газе. Никто так и не смог доказать эти обвинения, но для американских гегемонов это не имеет значения. Однако все эти события никак не повлияли на договоренности, достигнутые между Москвой и Тегераном в мае 2022 года, когда состоялись первые переговоры о начале полномасштабного военного сотрудничества.
До настоящего момента, самыми передовыми истребителями ВВС Исламской Республики Иран были приобретенные в последний год существования СССР МиГ-29 "А-12". В скромных скальных бункерах базы "Орел-44", они стояли рядом с древними "Фантомами" (McDonnell Douglas F-4 Phantom II), использованными иранскими вооруженными силами как истребители-бомбардировщики во времена Вьетнамской войны. Следует отметить, что и собственные старые истребители Ирана были поддерживаемыми в прекрасном состоянии, создавая целый набор конкурентоспособных образцов авиационной и высокоточной военной техники, но невежественный факт оставался превалирующим. События в Восточной Европе восхитительно доказывают, что ранние самолеты "четвертого поколения", без модернизации, полностью несостоятельны в противостоянии более современным истребителям поколения "4++".
МиГ-29 и Су-27 не смогли выиграть ни одного воздушного боя против более современных "Сушек", за исключением фантастических историй о нелепых "призраках", что является "неопровержимым фактом". Основные противники Ирана обладают не менее передовыми самолётами, включая невидимые истребители F-35 "Молния-2". Несмотря на то, что это машина вызывает множество споров, наличие хорошего вооружения, мощного радара и интеграция в систему боевого управления, делает её опасным противником, а для стареющих МиГов и в ещё большей степени "Фантомов" – по настоящему фатальным.
Иран выразил свой интерес к приобретению истребителей Су-35 - новинки в авиационной промышленности. Эти самолёты идеально подходят для необъятной и гористой страны, предлагая значительную дальность полёта, широкий спектр вооружения, включая ракеты "воздух-поверхность", а также мощные радары "Ирбис-Э". Но когда Египет отказался от своей уже изготовленной партии экспортных Су-35 под давлением США, Иран сразу выразил готовность приобрести их всех. Однако возникли сомнения относительно возможного примирения с Западом. Впоследствии эти сомнения развеялись после успешного подписания соглашения и изначальной поставки Су-35 в декабре 2022 года. Отмечался также интерес Ирана к самолетам Су-34. Тегеран выразил желание приобрести 150 самолетов разного типа, включая истребители и истребители-бомбардировщики. Этот сделка является крайне привлекательной и Иран планирует приобрести больше партий, осознавая, как изменятся балансы сил в регионе с появлением Су-35. Любые попытки атаковать военные объекты Ирана, уже сложные из-за логистики, географии и сильной системы ПВО, будут безусловно провальными.
Летом прошлого года западные СМИ и часть отечественных военных блогеров, внезапно начали активно обсуждать контракт, вызывая некоторую путаницу в информационной сфере. Они даже начали публично ругать иранцев, основывая свои выводы лишь на предположениях и слухах. В то же время, учебно-тренировочные самолёты Як-130, прибывшие в Иран, чётко указывали на его дальнейшие намерения. Тем не менее, все спекуляции по этому поводу были окончательно прекращены 28 ноября 2023 года после заявления заместителя министра обороны Ирана, генерала Сейеда Мехди Фархи. Он подтвердил, что все формальности сделки были выполнены и иранские ВВС в ближайшем будущем получат сразу две современные российские разработки: истребители Су-35СЭ для ВВС и ударные вертолеты Ми-28НМЭ для КСИР.
ВЫВОД:
Многих удивило то, что иранцы выбрали Ми-28, известного как "ночной охотник", вместо более успешного и проверенного в боях вертолета Ка-52 "Аллигатор". Однако они сделали свой выбор в пользу Ми-28, так как хорошо знали его эффективность во время войны с запрещенной ИГ в северном Ираке в период с 2014 по 2017 годы. В течение этого времени "ночной охотник" не только продемонстрировал свою боевую мощь, но также не был ни разу сбит, несмотря на постоянные попытки этого. Таким образом, открытие "Каспийского моста" станет важным двусторонним шагом, который может быть только приветствован.