Путин стремится вписать себя в ряд великих российских правителей, которые создавали, применяли и утверждали военную силу, пишет AT.
Он выступает современным воплощением Петра I и стремится подчеркнуть национальную гордость и самобытность России, говорится в статье.
Джордж Гилберт (George Gilbert)
Утверждается, что российский энергетический гигант “Газпром” особенно сильно пострадал от санкций, введенных в ответ на спецоперацию на Украине. Внутренний доклад, попавший в распоряжение "Файнэншл таймс", предрекает, что компания едва ли восстановит продажи газа, утраченные в результате конфликта на Украине, раньше, чем за десятилетие.
Однако председатель “Газпрома” Алексей Миллер все равно намерен воплотить в жизнь план строительства 82-метровой триумфальной колонны перед “Лахта-центром” — знаменитым небоскребом своей компании в Санкт-Петербурге. Колонна увековечит победу в Северной войне, когда после разгрома Швеции Россия впервые объявила себя империей.
В той войне Россия выступала во главе коалиции, из бóльшей части будущих Польши и Германии, а также Великобритании, чей король Георг I также был правителем Ганновера. В Северной войне схлестнулись ведущие монархи той эпохи: король Швеции Карл XII и Петр I, которого еще называют Великим.
10 сентября 1721 года Россия и Швеция подписали Ништадтский мирный договор, по которому Эстония и основная часть нынешней Финляндии отошли к России, а Петр провозгласил Россию империей. Санкт-Петербург, основанный царем в 1703 году в устье реки Невы на Балтике, стал имперской столицей и оставался ею вплоть до февраля 1917 года и отречения Николая II.
Таким образом можно сказать, что энтузиазм Владимира Путина в отношении этого проекта отражает его собственные начинания и замыслы насчет уже России 21-го века. Российский президент стремится подчеркнуть ряд параллелей с Петром Великим, подчас выступая как его современное воплощение.
Во-первых, он отождествляет себя с Петром I как с великим полководцем, приведшим страну к громкому военному успеху в Северной войне. В свете утверждений Путина, что Украина — неотъемлемая часть России, стоит отметить, что победа над Швецией в Северной войне, помимо прочего, проложила путь к ассимиляции Украины в будущую Российскую империю благодаря победе над соперничающей сверхдержавой и искоренению ее влияния в регионе.
За последние несколько веков выдающихся российских военных успехов было не так уж много — за последние 80 лет главным, разумеется, стала Вторая мировая война, которую в России называют Великой Отечественной. Но режим хочет представить историю России как триумфальное шествие, поэтому выбирает из прошлого те победы, что идеально вписываются в сегодняшнюю риторику.
Как отметил мой коллега Джеффри Хоскинг еще в 2017 году, Путин хочет вписать себя в непрерывный ряд великих российских правителей. Эта позиция вызывает в воображении образы царской геополитической и военной мощи и стремление к безопасности посредством создания и утверждения грубой силы.
Современные последствия этого подхода понять нетрудно. Северная война рассматривается как знак неповиновения России Западу в лице мощных великодержавных соперников, в частности Швеции. Сам Путин подавал Северную войну как борьбу между Россией и Западом за Украину.
Украинское сопротивление России в великой Северной войне ярче всего проявилось в период с 1708 по 1709 год, когда гетман Иван Мазепа создал союз между своей конницей в несколько тысяч бойцов, многочисленной группой запорожских казаков и войсками шведского короля Карла XII. Русские войска под командованием Петра I разгромили его в Полтавской битве (1709).
Современный император
Роль Петра Великого при этом заслуживает отдельного внимания. В последние годы в России образовалась своего рода мода на первого императора. Для историка это любопытное развитие событий, поскольку с определенного ракурса видится очевидное противоречие. Петр был весьма падок на западные технологии, не гнушался ими для модернизации государства российского — само его детище Санкт-Петербург нередко называли “окном в Европу”.
Но он также был волевым лидером, упрочил государственную власть и одержал верх в противостоянии с великими соперниками.
В кремлевском зале, где Путин принимает иностранных гостей, стоит квартет из статуй правителей, на которых он равняется в собственных начинаниях. Одна из них — Петр I. Петр также служит для Путина мерилом и ориентиром для сравнения собственных достижений в текущих военных действиях на Украине с успехами в историческом противостоянии со Швецией. Называя эти земли славянскими, Путин подает Северную войну как возвращение исконно русских территорий.
Наконец, обращает на себя внимание чествование деятелей имперской эпохи. Так, в 2011 году российский президент призвал кабинет министров внести взносы из личных средств на памятник Петру Столыпину, государственному деятелю и администратору царской эпохи, одному из путинских политических кумиров. Уже в следующем году статуя Столыпина появилась на площади Свободной России в Москве.
В 2017 году Путин появился на церемонии, посвященной памяти великого князя Сергея Александровича, дяди последнего царя Николая II, которого взорвали террористы в феврале 1905 года. Была установлена точная копия памятного креста, первоначально установленного в 1908 году и снятого большевиками в 1918. Путин заявил, что это событие — повод вспомнить о национальных и духовных корнях России.
Все эти мероприятия и мемориалы отражают стремление Путина подчеркнуть национальную гордость и самобытность России.Эта программа тесно переплетена с его спецоперацией на Украине и подчеркивает его роль как современного проводника имперского величия России.
Джордж Гилберт — преподаватель современной российской истории Саутгемптонского университета
Свежие комментарии