
Сегодня 118 прочитали
Хочу поговорить о ВСМ в России, необходимость строительства которой живо прочувствовал на себе во время своей последней поездки в Москву.
Думаю, что не стоит особо разъяснять что такое ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом и для чего она нужна.
Высокоскоростные железные дороги — это необходимость, как Крымский мост или любой другой инфраструктурный мегапроект.
Которых сейчас строится масса, редкое явление в нашей истории. Строим мы, конечно, много, с нашими размерами НЕ строить просто невозможно, но обычно проекты разнесены во времени.
Сейчас же один за одним и это радует, отличный показатель роста экономики, лучше любых цифр.
Думаю, понятно, что сам по себе проект никогда не окупится, если смотреть с чисто бухгалтерской точки зрения. Но то же самое можно сказать о любом пассажирском железнодорожном транспорте. Окупаются только грузовые перевозки, да и то не сразу. И все же именно на пассажиропоток и должен идти ориентир, особенно когда мы говорим о таких крупных городах, как Петербург и Москва. Думаю, что со временем ВСМ протянут и до других городов. Когда Путин выступал, то обещал ВСМ в Донецк, так что ждем. Но вообще в таких проектах самое сложное это построить первый участок и запустить первую сеть, потом проще.
Москва и Петербург будут отрабатывать строительные механизмы, механизмы финансирования, нормативные акты и все прочее, что потом можно будет просто масштабировать на любой другой участок. По крайне мене с моего дивана видится именно так. А я ни разу не железнодорожник и даже близко не стоял. Возможно, специалисты в отрасли назовут какие-то другие проблемы, которые мешали строительству раньше. Насколько я вообще могу понять причину задержки, все-таки ВСМ обещают с 2004 года, если верить интернету. Специально полез проверять, когда обещали впервые. Причем речь идет именно об отдельной магистрали для ВСМ. Потому что проекты высокоскоростного сообщения еще с 70-х годов существуют. И вот тут важный момент — это именно отдельная магистраль.
Во время моей недавней поездки в Москву (16–22 мая) я решил немного сэкономить и взять обычный ночной поезд в Москву. Так вышло, что в мае я уже потратил в два раза больше, чем заработал и это откровенно напрягает, так что выбрасывать лишние деньги на "Сапсан/Ласточку” не стал. К тому же договорились встретиться утром с другом, который из другого города ехал, так что нам нужно было утром как-то состыковаться так, чтобы сильно не ждать и все успеть с ним за день. В итоге единственный нужный мне на мое время поезд оказался транзитным Санкт-Петербург-Владикавказ. Я уже молчу, что попалась мне старя рухлядь и РЖД вообще должно быть стыдно такой состав выпускать в путь, кстати оба раза. Обратно я тоже им ехал. Обидно даже и не только из-за экономии, а вообще не нашлось другого удобного для меня поезда на нужную мне дату.

Ладно хоть так и на том спасибо, как говорится. Уверен, что мне в комментариях скажут, что мы петербуржцы и москвичи зажрались. Поезда полчаса нету и у нас уже трагедия. Но вообще-то, так и есть. Жду в панмку)) Итак, вот тут мы подходим к ВСМ, сапсанам и вообще нагрузке на ж/д дорогу между Москвой и Петербургом. Официально по билету время в пути чуть больше 10 часов. Можно даже округлить - 10 часов, там считанные минуты. Но, знаете в чем прикол? Непосредственно ехали мы где-то 6–6,5–7 часов. Из 10 часов заявленного времени поезд находился в пути только 7 часов, примерно. К тому же в утренние часы я спал и не мог посчитать точно. Но из Москвы поезд “ушел по билету” в 19:30, а фактически около 22:00. Все это время мы просто стояли где-то в отстойнике и пропускали "Сапсаны”, "Ласточки” и грузовые поезда. Зашибись, утром то же самое.
То есть, простой транзитный поезд, проезжающий Москву, должен прибывать в Петербург, где-то за 7 часов. Ласточка между Москвой и Петербургом идет около 5.30 часов, а сапсан примерно 4 часа. Вместо этого порядка 3 часов мы просто стояли и пропускали всех. Чем изрядно меня взбесили, это первое. Второе, в поезде даже ресторана нет. Как оказалось, рестораны сейчас только в туристических поездах и в фирменных от РЖД. В обычных их нет. Во Владикавказ из Петербурга люди едут без ресторана, на минуточку!!! Только с микроволновкой у проводника. Но тут отдельный обзор нужно писать на кринж, который у меня в поезде был. Насчет ресторанов это “официальные слова” проводника.
В общем, в чем проблема таких ожиданий. А это "Сапсаны”. Точнее то, что скоростное сообщение идет по тем же рельсам, что и грузовое, и пассажирское. Пожалуй, самое главное, что грузовое. Ведь многие грузовые составы идут крюком из Москвы: Москва — Вологда — Петербург. Что, конечно, тоже не дело. На такой задержке грузооборота теряются миллиарды.
Но вы уже видите, что рельсы между Москвой и Петербургом “забиты под завязку”. Я первый раз так транзитом ехал и многое мне оказалось в новинку, а на Восточном вокзале Москвы, вообще был впервые. В том числе мне показалось диким такое ожидание. Не то чтобы я раньше наплевательски относился к проблемам наших железных дорог, я читал о загруженности, но лично не сталкивался. Вот сейчас столкнулся. В обоих случаях поезд можно было около 10 часов вечера подать и привести к 6 утра в Москву/Петербург, еще поспать получится. Для тех, кто сидеть не любит или кому неудобно. Последний раз в таком сидячем положении забыл подушку под голову и пока приехал в столицу, думал умру. Шея вообще отказала на пару дней. А там уже домой надо было ехать. Вообще, там, конечно, комичный случай был. Но это тоже отдельная история.
Как понимаете, а загруженность высоченная и вот эту загруженность ВСМ должна снять. Причём, как можно понять из пресс-релизов, ВСМ отменит "Сапсан” и возможно “Ласточку”. Оставит только непосредственно ВСМ, которая будет идти 2 часа 15 минут, что заявлено и остальные поезда, которые будут идти значительно быстрее. Ведь, если бы не необходимость пропускать “Сапсаны” и “Ласточки” грузовые двигались бы спокойно, как и пассажирские. Я не думаю, что 3-часовой простой обычного поезда бесплатно РЖД обходится. Скорее всего там приличная цена набегает за год. Все это тоже нужно считать в окупаемость от ВСМ.

Уже молчу о перспективах 2-х часов до Москвы. У нас часто двух часов недостаточно, чтобы проехать город из конца в конец, а тут между двумя столицами. Буст для промышленности, экономики, туризма должен быть огромным. Конечно, это довольно дилетантский взгляд на ВСМ, и я не претендую на какую-то истину, да даже на объективность. Непосредственно железные дороги не моя тема, но промолчать не могу, особенно лично столкнувшись с той железнодорожной загруженностью, о которой раньше только читал. Читал и слышал жалобы чиновников, рассказы предпринимателей и рассуждения политиков. Проблема есть, подтверждаю личным опытом и надеюсь, что 2 часа 15 минут станут реальным временем, за которое можно будет доехать из Москвы в Петербург и обратно. Ведь такая ветка фактически свяжет московскую и петербургскую агломерации в одну сверхагломерацию, вместе с Тверью и Великим Новгородом. Это заявка на многое, но об этом в другой раз.
Вот такой получился рассказ или доклад. С какой стороны посмотреть. В конце скажу, что если кто-то говорит о проблемах, с которым лично вы не сталкивались, вероятно такие проблемы таки существуют. В который раз убедился в этом на личном опыте.
Свежие комментарии