
Елена Савельева
ЕС — крупнейший покупатель американского СПГ —вдобавок взял на себя обязательство приобрести энергоносители из США на 750 миллиардов долларов. Экс-глава ЕЦБ Марио Драги озвучил шокирующие цифры: американский газ стоит в Старом Свете на 60-90% дороже, чем за океаном. И нужно срочно использовать торговую сделку, чтобы сбить цены. Идея хорошая, но вряд ли осуществимая. Почему — в материале "Прайм".
Пообещали много
Бывший директор ЕЦБ и экс-премьер Италии приурочил свое выступление в Брюсселе к годовщине публикации доклада "Будущее конкурентоспособности ЕС", в котором предупреждал: высокая зависимость от импорта СПГ и заоблачные цены разрушают европейскую промышленность.
В конце июля Брюссель и Вашингтон заключили торговую сделку, по которой ЕС обязался закупить у союзника энергоносителей (сжиженный природный газ, нефть, атомное топливо) на 750 миллиардов долларов до 2028-го.
Пора просыпаться
Соглашение в Европе назвали провальным и демонстрирующим растущую зависимость от США. А планы по закупкам нереалистичными: внутренний рынок не переварит столько, нет инфраструктуры, да и денег не хватит.
Однако, по мнению Драги, выбирать теперь не приходится: какими бы ни были условия сделки, ее следует рассматривать как возможность реорганизовать систему поставок газа.
В частности, коллективные закупки ЕС, впервые предложенные Еврокомиссией в 2022-м, "могли бы сократить ценовой разрыв, усилить переговорную позицию, снизить маржу посредников и защитить от волатильности спотовых рынков".
Слабые аргументы
Аналитики, впрочем, в этом сильно сомневаются.
Хотя бы потому, что США — самостоятельный производитель и крупнейший в мире экспортер газа, а Европа была и остается энергозависимой, то есть находится в заведомо уязвимом положении.
С другой стороны, как отмечает Александр Гриф —заместитель генерального директора Делового центра экономического развития СНГ и председатель Комитета по цифровому и технологическому суверенитету СНГ, ЕС располагает рычагами воздействия на цены. В частности, может консолидировать спрос и вести коллективные переговоры с поставщиками.
"Однако сравняться с американским уровнем не получится: газ в США изначально гораздо дешевле благодаря обилию сланцевого. После потери российских поставок Европе приходится покупать топливо на глобальном рынке, а это порой в пять раз дороже", — поясняет эксперт.
Дефицитный рынок
К тому же рынок СПГ по-прежнему дефицитный. Основные потребители —Китай, Юго-Восточная Азия и развитые страны Европы. То есть конкуренция обострится.
Так что переговорные позиции производителя заведомо сильнее, указывает Михаил Шульгин, главный аналитик центра инвестиционной аналитики СК "Росгосстрах Жизнь".
"Обычно в момент пополнения запасов перед пиковыми периодами потребления газа Европа конкурирует с Азией за СПГ. И это определяет цены. Кроме того, ЕС как собственный потребительский и весьма рентабельный рынок США отдавать не собираются. Кажется, есть некие негласные договоренности производителей, они и определят политику в среднесрочной перспективе — на несколько лет", —рассуждает эксперт.
Высокие издержки
Транспортные издержки Европы на поставки СПГ откуда бы то ни было — из США, Катара, Саудовской Аравии или ОАЭ — тоже никуда не денутся. Избежать их невозможно.
Плюс необходимость расширения и модернизации терминалов в европейских портах для приема большего объема сжиженного газа
"Стандарты в США и в ЕС различаются, средний объем инвестиций для этого — 3-5 миллиардов долларов. Заплатит за это, очевидно, Европа. Американцы если и поучаствуют, то лишь предоставив строителей", —отмечает экономист Михаил Хачатурян.
К тому же мощности самих американских терминалов по сжижению газа и отгрузке ограниченны. Нужно расширять инфраструктуру на Восточном побережье. Цена вопроса — 4-6 миллиардов долларов.
Прогнули под себя
Односторонние выгоды торговой сделки для США очевидны: так Вашингтон мстит Европе за долгие годы "нечестной" эксплуатации глобальной системы, которую американцы создали в 1980-х.
Европа ухитрялась в течение всех лет глобализма получать больше выгод от внешней торговли с США за счет ввозных пошлин, внутренних налогов и нетарифных ограничений, уточняет Сергей Толкачев, профессор кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве России.
"Именно такую историческую "компенсацию" реализовал Трамп в ходе сделки с ЕС, закрепившей высокие цены на СПГ и другие способы откачки ресурсов из Европы. Возможно, Трамп пойдет на смягчение условий по СПГ, но только в обмен на другие уступки. Например, если Брюссель скорректирует политику по обеспечению цифрового суверенитета, отменит ограничения и штрафы для американских IT-компаний, действующие на европейских рынках", — поясняет экономист.
Сомнительные решения
К 2027-му Евросоюз намерен полностью отказаться от российских энергоносителей, в том числе сжиженного природного газа.
Как подчеркивают эксперты отрасли, странам ЕС важно диверсифицировать поставщиков. Но все идет к тому, что американская доля в европейском импорте СПГ достигнет 70%.
"Если также заместят 16 миллиардов кубометров, поступающие по трубопроводу "Турецкий поток", получится больше 80%. Полная зависимость от заокеанского союзника. А это серьезные риски — например, внезапное сокращение экспорта с побережья Мексиканского залива из-за ураганов или аномальной жары", —говорит Евгений Сумароков, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве России.
То есть никакой диверсификации не предвидится.
И низких цен никто не обещает. Запретив российские энергоносители, Европа, конечно, получит скидку, но максимум 1,5-2%, уверены эксперты. Европейская промышленность, постепенно разрушающаяся из-за дорогого газа, спасибо за такое не скажет.
Свежие комментарии