На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Добрый Мир

6 061 подписчик

Свежие комментарии

  • Василий Васильев
    Что-то похоже, в плане супер-оружия, на на танк АРМАТА. Все знают, что он ЕСТЬ, а вот где он МАССОВО применяется никт...Су-57 от «Сухого»...
  • Михаил Е
    Альтернатива РЖД по вывозу сырьяВ России незаметн...
  • Владимир Акулов
    В  США  победил  либерализм!  Теперь  грабители  могут безнаказанно  грабить  магазины  , но   за  один  раз  можно  ...«Осталось недолго...

Каким будет шестое поколение истребителей?

МиГ-41 (naked-science.ru)

14,5 тыс прочтений

На данный момент истребители 5-го поколения, такие как американский F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также российский Су-57 и китайский J-20, считаются самыми передовыми в мире.

Они оснащены стелс-технологиями, системой управления огнем с применением искусственного интеллекта, высокоточным оружием и средствами для обеспечения превосходства в воздухе.

Однако вызовы современной войны и стремительное развитие технологий ведут к появлению истребителей 6-го поколения, которые обещают кардинально изменить концепцию воздушного боя.

МиГ-41 (naked-science.ru)

Основные характеристики и требования к истребителям 6-го поколения

Истребители 6-го поколения обещают существенный скачок в области боевых технологий, что выражается в целой серии гипотетических, но перспективных характеристик. Среди них:

  1. Сверхвысокая малозаметность: Если стелс-устойчивость F-22 и F-35 оценивается в диапазоне обнаружения 0,001–0,01 м² по ЭПР (эффективной площади рассеяния), то истребители 6-го поколения должны приблизиться к практически «незаметному» уровню с ЭПР менее 0,0001 м². Это станет возможным благодаря новым поглощающим покрытиям и композитным материалам, а также благодаря форме корпуса, обеспечивающей минимальное отражение радиолокационных волн.
  2. Полная сетецентрическая интеграция: Истребители нового поколения будут способны обрабатывать до 10 терабайт данных в секунду, координируясь с другими боевыми платформами через сверхзащищенные спутниковые каналы связи. Это обеспечит мгновенное управление комплексными операциями и максимальную осведомленность о противнике на расстоянии до 500 км.
  3. Искусственный интеллект и автономность: Система искусственного интеллекта позволит истребителю вести активную оценку ситуации, самостоятельно распознавать угрозы, определять тактические приоритеты и даже, при необходимости, выполнять элементы боя без участия пилота. Автономность будет включать способность к беспилотному режиму, где истребитель сможет не только лететь, но и участвовать в сложных маневрах на скорости до 3000 км/ч.
  4. Гиперзвуковая скорость и маневренность: Ожидается, что истребители 6-го поколения смогут преодолеть барьер в 5 Махов, развивая скорость до 6000 км/ч. Такие показатели потребуют применения новых двигателей на основе комбинированных циклов и систем охлаждения корпуса. Высокая маневренность при таких скоростях будет возможна благодаря новой аэродинамической форме и мощным системам управления потоком воздуха.
  5. Прорывное вооружение: Арсенал истребителя может включать лазерные установки мощностью 150 кВт, способные перехватывать ракеты и дроны на расстоянии до 10 км, и гиперзвуковые ракеты с дальностью до 500 км. Эти ракеты смогут достигать цели всего за 3–4 минуты, а сами истребители будут оснащены модульными отсеками для быстрого изменения боевого комплекта.
  6. Модульность и адаптивность: Конструкции нового поколения будут основываться на модульном принципе. Истребитель сможет быть перенастроен для выполнения разных задач, таких как ведение разведки или радиоэлектронной борьбы, путем быстрой замены оборудования.

Современные проекты истребителей 6-го поколения: лидеры в гонке за превосходство

Ведущие страны мира уже активно работают над созданием своих истребителей 6-го поколения, и каждый проект имеет свои уникальные черты и цели. На первом месте по размаху и финансированию стоит американская программа NGAD (Next Generation Air Dominance). Запущенная ВВС США, она ориентирована на создание истребителя, который будет на голову превосходить всех предшественников. NGAD будет оснащен как пилотируемыми, так и беспилотными версиями, и его способность к взаимодействию с дронами обеспечит абсолютное господство в воздухе. По оценкам, один такой самолет может стоить более $200 млн, что делает проект самым дорогостоящим в истории авиации.

Концепт NGAD (defensenews.com)

Европейский проект FCAS (Future Combat Air System), разрабатываемый Францией, Германией и Испанией, также не отстает в плане инноваций. FCAS ставит перед собой задачу создания не просто истребителя, а целой боевой экосистемы, где самолет будет интегрирован с роями дронов, и сможет действовать в режиме «сетецентрического боя». Это позволит FCAS координироваться с другими системами и обеспечивать максимальную гибкость на поле боя.

Концепт FCAS (Википедия)

Не менее амбициозным является британский проект Tempest, разрабатываемый совместно с Италией и Швецией под руководством компании BAE Systems. Tempest должен стать универсальным истребителем, оборудованным новейшими технологиями в области стелс и ИИ. Проект предполагает интеграцию с наземными и воздушными платформами и, как планируется, выйдет на этап испытаний к 2035 году.

Концепт Tempest (Википедия)

Также к глобальной гонке подключилась Япония с проектом Mitsubishi F-X, который должен обеспечить защиту воздушного пространства страны. Mitsubishi F-X будет включать в себя передовые стелс-технологии и ИИ, а также возможность управления роем дронов. В отличие от других проектов, F-X ориентирован на защиту японских территорий и будет играть ключевую роль в оборонительной стратегии страны.

Концепт Mitsubishi F-X (Википедия)

Особое место среди разработок 6-го поколения занимает перспективный российский проект МиГ-41, который обещает стать прорывом в классе сверхвысотных перехватчиков. Этот самолет, разрабатываемый Объединенной авиастроительной корпорацией, должен заменить легендарный МиГ-31, являющийся основным российским истребителем-перехватчиком. Разработка МиГ-41 активно ведется с 2018 года, и планируется, что первые машины будут готовы к началу 2030-х годов.

По расчетным характеристикам, МиГ-41 будет способен достигать гиперзвуковой скорости до 5 Махов и оперировать на высоте свыше 30 км, что позволит ему выполнять задачи в ближнем космосе. Кроме того, истребитель получит возможность сбивать гиперзвуковые ракеты противника и уничтожать космические спутники, представляя собой важный элемент защиты российских воздушно-космических рубежей. В арсенале МиГ-41 планируется использование как обычных, так и лазерных вооружений, а также перспективных управляемых ракет большой дальности с гиперзвуковой скоростью.

МиГ-41 (naked-science.ru)

А оно того стоит?

Несмотря на высокие амбиции и потенциал, проектам 6-го поколения приходится сталкиваться с множеством скептических отзывов. Критики утверждают, что высокая стоимость создания и обслуживания таких истребителей может не оправдать себя, особенно с учетом роста роли беспилотных систем и дронов. Одним из основных аргументов является возможность вывода этих сложных машин из строя средствами радиоэлектронной борьбы и современными противовоздушными комплексами, что делает их уязвимыми на поле боя.

Кроме того, развитие кибератак, гиперзвукового вооружения и систем дальнего обнаружения ставит под сомнение эффективность стелс-технологий, что может в корне изменить воздушный бой. В условиях будущих войн, основанных на беспилотных и кибернетических атаках, традиционные пилотируемые истребители могут оказаться слишком дорогостоящими и малопригодными, уступая место более дешевым и автономным средствам поражения.

Скептики также указывают на возможность увеличения роли дронов и других автоматизированных систем в воздушных операциях, что позволяет избегать рисков для пилотов и снижать расходы на дорогостоящие самолеты.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх