
Когда Трамп снова стал президентом США, во всем мире следили за назначениями в его команду.
Теперь, когда переговоры по украинскому конфликту вошли в решающую фазу, самое время поговорить о том, кто из ближнего круга Дональда влияет на его решения по Украине и России. Это и широко известные личности, и серые-пресерые кардиналы, о которых у нас слышали немногие.
ЯСТРЕБ РУБИО
Одна из ключевых фигур - госсекретарь США (аналог министра иностранных дел), и.о. советника по нацбезопасности Марко Рубио. В 2016 году он конкурировал с Дональдом на президентских праймериз республиканцев. Ох, как они тогда костерили друг друга!
Рубио говорил: Трамп за кулисами дебатов попросил зеркало в полный рост, «чтобы убедиться, что его штаны не мокрые». Дональд же окрестил Марко «нервным психом», который жутко потеет.
Со временем Трамп закрыл глаза на распри, потому что Рубио - человек с большим политическим весом и опытом: 14 лет провел в Сенате, работал в комитетах по международным делам и разведке. Когда его кандидатуру в госсекретари утверждали сенаторы, он не получил ни голоса против.
При Байдене Рубио был одним из главных сторонников Украины, стал соавтором законопроектов о выделении ей многомиллиардной помощи, стеной стоял за санкции против России.
А на последних выборах хитрый Марко во всем поддержал Трампа и смягчил антироссийский тон. Но его «ястребиность» никуда не делась - по информации The Telegraph, именно он в июле уговорил Дональда поставить России ультиматум, пригрозив стопроцентными пошлинами нашим торговым партнерам, если прогресса в урегулировании конфликта не будет. В это время главный переговорщик с Кремлем Стив Уиткофф был занят ближневосточными вопросами. Этим Рубио и воспользовался.
Его совет оказался провальным: главные импортеры нашей нефти, Индия и Китай, ультиматума не испугались. А Россия победила на дипломатическом фронте, проведя переговоры с Трампом на высшем уровне на Аляске.
«АНТИКИЕВСКИЙ» ВЭНС
Тяжеловес, который противостоит интригам Рубио - вице-президент (и, возможно, будущий президент США) Джей Ди Вэнс. Экс-сенатор от Огайо с самого начала украинского конфликта считал, что ярая поддержка Киева вредит Америке. Вспомним его цитату 2024 года: « Хочу быть честен с вами: мне все равно, что случится с Украиной».
Вэнс еще прошлой весной противился выделению $60 млрд «бездумной» помощи незалежной. А осенью изложил свое видение мирного плана, который включал нейтралитет Украины, в том числе обязательство не вступать в НАТО, и перекладку ее финансирования на Европу - о чем сейчас говорит Трамп.
На взгляды Вэнса повлияла его служба в Корпусе морской пехоты во время командировки в Ирак. Оттуда он вышел с мнением: «Это не наша война». Теми же словами выражается и Дональд.
ВЕРНЫЕ УИТКОФФ И КЕЛЛОГ
Двух спецпосланников Трампа, Кита Келлога и Стивена Уиткоффа, почему-то противопоставляют друг другу: один, мол, проукраинский, второй пророссийский.
Одному Зеленский вручает орден Ярослава Мудрого, второй - желанный гость в Кремле и дегустатор чебурека в Зарядье. Но на деле оба протрамповские. Миссия, которую доверял им начальник - по-максимуму выяснить позиции сторон и донести их в Белый дом.
Давайте проанализируем выбор этих двух фигур. С отставным генерал-лейтенантом Келлогом Трамп вступил в тесные отношения в первую президентскую кампанию. Келлог занимался оборонной политикой (но так и не стал советником президента по нацбезопасности, хотя побыл и. о).
Не будем забывать, что Келлог еще весной 2024 года составил свой мирный план по Украине, в котором значилось «восстановление дипотношений с Москвой и прекращение «демонизации» Владимира Путина на Западе».
С Уиткоффом же хозяин Белого дома подружился еще в 1986 году - тот, будучи юристом, сопровождал сделки Дональда по недвижимости. Потом Стив сам стал крупным застройщиком. Как девелоперы, на переговорах они с Трампом мыслят одинаково. Выбор Уиткоффа в переговорщики показал, насколько для президента США российский трек важней украинского.
ПРАГМАТИЧНЫЙ МИЛЛЕР
Из первой администрации Трампа во второй оказались всего четыре человека. Главный - зам по политике Стивен Миллер. Политолог по образованию, он был советником еще в предвыборном штабе Дональда в 2016 году, а потом писал для него речи.
Миллер формально отвечает за внутреннюю политику. Но у него есть большие шансы вместо Рубио занять место и советника по нацбезопасности.
Крайне правого Стивена именуют «идеологическим компасом» Трампа - Миллер должен формировать курс «Америка прежде всего». Президент поручает ему самые сложные вопросы: депортацию мигрантов, борьбу с преступностью… Именно Миллер стал автором нашумевшего плана «запретим Гарварду принимать иностранных студентов и отнимем у него финансирование, если не уймет протесты против Израиля».
Стивен славится въедливостью: контролирует выполнение своих директив от и до. По внешней политике высказывался скупо, но известно, что он - за решение украинского конфликта переговорным путем. А если не получится - за отстранение США в стиле «пусть сами разбираются».
Бог Миллера - рейтинг Трампа, ежедневные отчеты социологов всегда у его на столе. Согласно опросу InsiderAdvantage, рейтинг одобрения работы Дональда среди американцев после встречи с Владимиром Путиным на Аляске скакнул на 4% вверх. Вероятно, то, что Трамп начал недавнюю встречу с главой ФИФА Инфантино демонстрацией общего аляскинского фото с президентом России, было ходом, который подсказал Миллер.
ВСЕСИЛЬНАЯ УАЙЛС
Самый большой офис в Белом доме близ Овального кабинета после вице-президента занимает глава аппарата трамповской администрации Сьюзан Уайлс. 68-летняя политтехнолог с огромным опытом вела все три президентские кампании Дональда и научилась управлять его импульсивностью. После победы на последних выборах Трамп вывел ее на сцену сразу вслед за Джей Ди Вэнсом, чтобы поблагодарить за свой триумф.
Вы удивитесь, но в Штатах именно Уайлс называют главной виновницей изгнания из власти Илона Маска. Причина? Он приписывал себе успех Трампа на выборах. Выходит, политтехнологиня сумела порядочно «надуть в уши» Дональду насчет Илона.
Интересно, что Сьюзан попадала под раздачу, когда республиканцы атаковали Трампа из-за его «связей с Россией». Уайлс не скрывала, что занималась лоббизом в пользу нескольких компаний (институт лоббизма в США, можно сказать, законен), и ее тоже обвиняли в контактах с россиянами. Но дальше голословных нападок дело не зашло.
Уайлс ведает «доступом к телу» Трампа, решая, кого не из первого эшелона допускать к президенту США - в том числе с вопросами по Украине. На Аляске Сюзан была в составе американской делегации.
Как и для Стивена Миллера, для Уайлс главное - трамповские рейтинги. И рейтинги его возможного преемника, то есть Вэнса. Исходя из этой логики Сьюзан, замечают американские аналитики - за то, чтобы ресурсы Штатов не расходовались на Украину, а конфликт решался дипломатическим путем.
ВСЕМУ ГОЛОВА
Конечно, главный во всем этом раскладе - сам Дональд Трамп. Американский политолог Джейсон Джей Смарт заметил: «Он говорит со многими людьми, и разные разговоры, разные люди влияют на него. Однако решения он принимает сам - и все это знают».
Мнение о том, что Меланья, чей отец в Словении подвергался преследованиям во времена СССР за коммерческие сделки, влияет на мужа с тем, чтобы он стал «более антироссийским», наивно. Он вовсе не немощный Байден, которым в последние годы управляла жена Джилл.
Какая психология у девелопера, которым Дональд был долгие годы? Собрать максимум информации из разных источников, доверять своим людям, но проверять их. И добиваться сделки. А если не получается - соскочить без потерь.
Так Трамп и действует. И то, что в его ближайшем окружении «ястреб» остался только один (второго, Майка Уолца, президент уволил с поста советника по нацбезопасности под предлогом того, что он случайно присоединил журналиста к секретному чату правительства) - весьма показательно.
Автор: Ирина РИНАЕВА
Автор: Левон АРУТЮНЯН
Свежие комментарии