
Вопрос возобновления производства в России легендарного самолёта сверхтяжёлого класса получил неожиданное продолжение.
Министр обороны России собирается реализовать не просто ремонт, а выпуск новых Ан-124.
С конструктивной частью проблем возникнуть не должно, но откуда возьмут двигатели, которых раньше в стране не было?

Приказ или намек?
В ходе инспекции завода ПАО «Ил» — «Авиастар» в г. Ульяновск (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) министр обороны России, генерал армии Сергей Шойгу проверил выполнение гособоронзаказа по ремонту самолетов Ан-124-100 «Руслан». По итогам проверки было проведено совещание с руководством ОАК, на котором глава российского военного ведомства сделал неожиданное заявление:
«Кроме того, мы сегодня должны принять решения и рассмотреть все вопросы по тяжелым транспортным самолетам Ан-124. К 2025 году их количество мы должны удвоить за счет того, что у нас теперь уже появились и двигатели, у нас есть возможности и мощности для модернизации этих самолетов. К 2025 году их надо удвоить».
Однако между ремонтом и новой сборкой есть существенная разница — для самолета нужен мотор, которого у России нет.
Советское дробление
История Ан-124 началась 24 декабря 1982 года, когда в полет отправился первый опытный образец. Модель была разработана ОКБ им. О. К. Антонова и являлась самым крупным и грузоподъёмным серийным грузовым самолётом своего времени. Он предназначался для транспортировки объектов военного назначения и крупномасштабной перевозки личного состава. Позднее его стали использовать и в народном хозяйстве. Специализация «Русланов» — нестандартные, крупнотоннажные и негабаритные грузы.

Всего было собрано 56 единиц Ан-124. Основная часть серийного производства сосредотачивалась на Ульяновском авиационном промышленном комплексе (сегодня «Авиастар»), но двигатели поставлял находящийся в другой стране концерн «Антонов». Контракт на них был у Запорожского моторостроительного завода (ПАО «Мотор Сич»).
Выпуск самолетов продолжался до 2004 года. Потом велись долгие переговоры о возобновлении сотрудничества, но производитель не шел на компромисс. В 2014 году официальные поставки двигателей даже для ремонтных целей были прекращены, но еще несколько лет они попадали в Россию обходными путями. Сейчас же нет ни целого механизма, ни его элементов.

Характеристики машины
- скорость максимальная — 865 км/ч;
- скорость крейсерская — 800 км/ч;
- дальность полета:
без груза — 15 700 км;
с максимальным грузом 120 т — 4 800 км;
- максимальная высота полета — 12 000 м;
- грузоподъёмность — 120 000 кг;
- максимальная взлетная масса — 405 000 кг;
- масса пустого самолета — 180 000 кг;
- двигатели — 4 турбореактивных Д-18T;
- тяга — 4 × 229,85 кН (23 430 кгс);
- размах крыльев — 73,3 м;
- длина самолета — 69,1 м;
- высота самолета — 20,8 м.

Сказ о двигателе, которого не было
После остановки производства Ульяновский завод занимался ремонтом имеющихся самолетов. Несколько раз поднимался вопрос о новом выпуске, но каждый раз он упирался в отсутствие нужных двигателей с тягой 23 т. Теперь же, по всей видимости, принято наиболее экономически оправданное решение полностью модернизировать Ан-124. Это кажется возможным, так как фюзеляж и авионика и так производились в России, и, наконец, появились предпосылки к появлению подходящего «железного сердца».
Во-первых, модернизированный двигатель НК-32 без форсажной камеры может обеспечить необходимую тягу. К тому же его применение будет экономически выгодно. Он станет унификацией для Ан-124 и еще 2 типов самолётов: Ту-160, Ту-22, которые прямо сейчас подвергаются такой же модернизации, как и «Руслан».
Однако глава военного ведомства мог говорить и о чём-то другом. Например, о разрабатываемом для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) двигателе, который ещё в 2022 прошёл стендовые испытания. Могла речь идти и об одной из вариаций семейства ПД, хотя это менее вероятно. Ранее вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал, что ПД-35 готовится к 2030 году, а упомянутое Шойгу удвоение количества Ан-124 запланировано на 2025.

Есть и еще один вариант — российская модель исходного мотора Д-18Т.
«В настоящее время существует два варианта комплектации — либо модернизированный Д-18Т, либо ПД-35», — заявил по этому поводу командующий военно-транспортной авиации, генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.
«[Д-18Т] сейчас на стадии завершения глубокой модернизации. Мы выходим на новый двигатель, воспроизводим все запчасти, потому что говорить, что это не наш (российский) двигатель уже нельзя. Оба двигателя [модернизированный Д-18Т и ПД-35] будут российскими и на конкурентной основе будет выбран из них лучший», — добавил он.
Остаётся главный вопрос: о каких двигателях говорит Шойгу? Что Министерство обороны опять утаило от глаз обывателей? Поражает размах замысла: готовность уже в 2025 году! Насколько это реально? С фюзеляжем, может, и справятся, но что с ремоторизацией? Во всяком случае, вопросов пока больше, чем ответов. Но шороху Кужугетович навёл знатно.
Свежие комментарии