Спасти самолёты поможет "дедовский" способ
Военные эксперты думают, как можно спасти русские аэродромы от ударов врага. Припомнили даже способ наших дедов.
"Дедовский" способ спасёт русские аэродромы? Атаки врага на инфраструктуру ВКС становятся всё наглее и настойчивей.
8 июня на подлёте к аэродрому в Моздоке, это Северная Осетия, было сбито сразу три украинских БПЛА. Дроны, предполагают эксперты "Военной хроники", класса "Лютый". Однако такие летают на 800 километров, а от Моздока до фронта - все полторы тысячи.
Так или иначе, на этот раз, врагу ничего не удалось добиться.
"Около 08.40 мск пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку c применением БПЛА самолётного типа... Дежурными средствами ПВО украинский беспилотный летательный аппарат уничтожен над территорией Республики Северная Осетия - Алания", - указали в Министерстве обороны России.
Глава региона Сергей Меняйло уточнил, что БПЛА было три. А также отметил, куда же целился неприятель. В Сети политик написал, что вражеские дроны сбили над Моздоком.
"По предварительной информации, БПЛА прилетели с украинской стороны. Их целью был военный аэродром", - рассказал Меняйло. И тут же добавил, что жертв и разрушений удалось избежать.
Точнее, разрушения и пожары на земле были, но незначительные. Всё быстро потушили.
Атака на ядерную триаду?
Что интересно, так это то, что в Моздоке базируются не абы какие самолёты, а в том числе русские бомбардировщики, потенциальные носители ядерного оружия. И тогда эта атака - не просто первая атака врага на объект в далёкой от фронта Северной Осетии, а нападение на элемент русской ядерной триады (кроме стратегических бомбардировщиков к ней относятся атомные подводные ракетоносцы и шахтные установки баллистических межконтинентальных ракет). И тогда это наглость со стороны врага, сравнимая с попыткой атаки на стратегический РЛС "Воронеж".
Военный корреспондент Александр Сладков обращает внимание именно на этот факт.
"Давайте спокойно разберёмся. Дальняя авиация СССР превратилась в ДА МО РФ. Из Казахстана полк Ту-22 и Ту-95 перебазировался в Россию на авиабазу Моздок. То есть атакована часть нашей стратегической триады. Сначала летели БЛА, следующие полетят натовские ракеты. Есть логика? Есть. Идёт амортизация нашего терпения, - отметил военкор в своём телеграм-канале "Сладков+". - Короче говоря, дёргают нас за усы всё больнее".
И это - не первая атака
О необходимости защиты русских военных аэродромов военные эксперты кричат с самого начала СВО. Ведь это далеко не первая атака.
ВСУ били дронами и натовскими ракетами по аэродромам на Белгородчине, но особо активно по тем, что в Крыму. В ночь на 15 мая аэродром Бельбек был в дыму - ВСУ атаковали территорию Крыма с помощью американских дальнобойных ракет ATACMS. Помимо ракет противник использовал ещё и французские управляемые авиабомбы Hammer, противорадиолокационные ракеты HARM из США, крупнокалиберные реактивные снаряды и множество беспилотников.
В своём телеграм-канале "Рыбарь" военный аналитик Михаил Звинчук сообщил, что несмотря на усилия 31-й дивизии ВВС и ПВО, две вражеские ракеты всё же достигли цели. Грохот работы военных слышался на протяжении двух часов ночи, оставив следы в небе, видимые даже жителям Черноморска. В результате обороны около 13 ракет было сбито перед приближением к Бельбеку, однако не удалось перехватить одну-две из них, констатирует он.
Видео попаданий по Бельбеку быстро распространилось по украинским сообществам, вызывая злорадные реакции. В этот момент начали цитировать информацию из подозрительного ресурса, представляющегося "прокрёмлевским" телеграм-каналом из России. Этот ресурс предоставил детали о потерях при обстреле Севастополя ракетами ATACMS, утверждая о серьёзных повреждениях самолётов на аэродроме. Мол, один МиГ-31 был уничтожен, три Су-27 получили повреждения от суббоеприпасов ракет. Ссылка на анонимный источник утверждает также о потере двух пусковых установок ПВО (С-300 и С-400) и радара, а также о гибели 11 военных.
Однако, несмотря на отсутствие каких-либо комментариев от Минобороны по этой атаке, военные эксперты считают, что серьёзных потерь та атака не вызвала.
"Правда? Вряд ли, потому что в информационный век шила в мешке не утаишь", - отмечает эксперт Егоров, отмечая, что информация о потерях, скорее всего, не соответствует действительности.
Что делать? Есть дедовский способ
Самый правильный вывод из всей этой истории с атакой на Бельбек сделал военный блогер и политолог Алексей Живов. По его мнению, если атаки ВСУ пока неизбежны, то можно хотя бы сделать их менее болезненными.
"Но лично меня во всей этой истории интересует другой вопрос: начнут ли когда-нибудь строить бетонные укрытия для самолётов? Или это за пределами наших технических возможностей? Может быть, строительство бетонных укрытий дороже, чем потеря Су-34 или МиГ-31?!" - задаётся вопросом Живов.
Военные эксперты вспоминают, как защищали самолёты на аэродромах наши деды. Выход во времена СССР был один: капитальное и масштабное строительство.
Генерал-майор в отставке, заслуженный военный летчик России Владимир Попов в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что аэродром Староконстантинов, тот, что украинский и регулярно подвергается ракетным ударам русских войск, имел не только множество железобетонных укрытий для самолётов, но и тщательно защищённую инфраструктуру.
Там много обвалованных площадок, на которых можно прятать локаторы и различные машины. Кабельная линия заглублена, и точно так же заглублена топливозаправочная сеть, чтобы можно было качать топливо от центральной заправочной стоянки.
При строительстве железобетонных укрытий советские конструкторы предусматривали возможность подготовки самолёта к полёту и запуска двигателя прямо внутри укрытия. Для этого ангары оборудовались топливопроводом и газоходом, через который наружу уходил выхлоп турбин.
Гаражный вопрос
Для защиты от украинских дронов и даже от ракет НАТО русским самолётам на аэродромах действительно не нужны бункеры. Сейчас перед Россией не стоит задачи строить таких монстров: ситуацию с выживаемостью машин за сотни миллионов и миллиарды рублей могут решить даже самые простые железобетонные коробки, в идеале дополненные стальными воротами. Всё, больше ничего не надо.
На днях в Telegram распространились спутниковые снимки военного аэродрома Мариновка, где виден ряд блестящих стальных "коробочек", похожих на укрытия для самолётов. Первыми их опубликовали вражеские каналы, сообщившие, что строительство боксов началось в ноябре прошлого года.
"Случилось удивительное. Не прошло и двух лет с начала войны, как на наших аэродромах космическая разведка противника обнаружила защитные ангары для авиационной техники! И это не может нас не радовать! Правда, мы пишем об этом уже два года", - прокомментировал в своем Тг-канале военный эксперт Владислав Шурыгин.
Сказать, что новость была воспринята с воодушевлением, - это не сказать ничего. Десятки каналов, военкоров и военных обозревателей, часть из которых являются опытными специалистами, выразили радость от того, что дело наконец сдвинулось с мёртвой точки. Но...
Оказалось, что это частная инициатива русских военных на месте, в Мариновке. А в масштабах Военно-космических сил России по-прежнему действуют по старинке. Комплексы ПВО, самолёты в открытом поле... Такая система в условиях, когда противник оперирует тысячами беспилотников, уже не работает.
И опасность украинские БПЛА представляют, как показывает удар по Моздоку (пока только его попытка), не просто для самолётов русской военной авиации, а для ядерной триады - последнего щита России.