
ИноСМИ | Россия
Борис Тихонов, обозреватель ИноСМИ
Год спустя после публикации своего фундаментального труда "Поражение Запада" выдающийся французский историк и антрополог Эммануэль Тодд дал оценку ситуации, сложившейся в мире весной 2025 года. В интервью независимому французскому интернет-порталу Elucid он отметил, что мы живем в поворотный момент мировой истории и даже не представляем всех последствий происходящих в Америке изменений для Европы, Запада и всего мира.
Эммануэль Тодд выдвигает свою гипотезу "трамповской контрреволюции" и связывает ее с попыткой "белого реванша" в Америке. Это принципиально новое объяснение американской политики при Дональде Трампе, основанное на расовом факторе, который до сих пор мало учитывался современными политологами. Как и в случае своей прорывной работы, предсказывавшей гибель СССР в далеком 1976 году, Тодд берет не политический, а антропологический аспект проблемы, который, в отличие от политики и экономики, невозможно исказить или фальсифицировать. Историк известен тем, что в середине 70-х годов прошлого века в эссе La Chute finale (Окончательный крах) предсказал распад СССР на основе объективных демографических и социальных процессов. В другой книге Après l’empire (После империи) он еще 20 лет назад четко обозначил признаки исторического упадка американской мощи.
По словам Тодда, Америка стоит перед выбором – продолжать мировую экспансию или сосредоточиться на внутренней повестке, которая ведет к расовому конфликту и гражданской войне. Деградирующее белое население Соединенных Штатов намерено дать последний бой силам этнического многообразия, неолиберализма и мультикультурализма. Оно хочет вернуть себе страну, которую некогда создало, и именно в этом заключается смысл лозунга Трампа "Сделаем Америку снова великой". В современной Америке средний белый класс становится маргинальным нищающим меньшинством, он не находит себе места в постиндустриальном обществе, основанном на финансовых спекуляциях и моральной вседозволенности.
Шоком для западных союзников стала атака Трампа на Европейский союз, а также его непредсказуемая политика на Ближнем Востоке. Выход из ВОЗ и Парижского соглашения по климату, угроза выйти из НАТО, агрессивная торговая политика, включающая пошлины против Европы, Китая и большинства стран мира. Что стоит за всем этим?
По мнению Эммануэля Тодда, избрание Трампа президентом США есть прямое следствие поражения Запада и конкретно США в необъявленной войне против России. Историк убежден, что если бы США выиграли войну, добились бы разрушения российской экономики и армии, то Демократическая партия, которая все вложила в поддержку Украины, осталась бы у власти. Но поскольку избрание Трампа есть прямой результат поражения Запада, то на него возложена задача "управлять отступлением", минимизировать последствия этого поражения. Именно это объясняет изменившееся отношение Трампа к Путину, а также его стремление переложить последствия поражения на европейских и украинских вассалов. По словам Тодда, хозяин прямо говорит своим подчиненным, что поражение – это их вина, а Путин (что весьма тонко с его стороны) с этим молча соглашается, дабы не унижать самого Трампа.
Эммануэль Тодд уверен, что на Украине имело место первое большое поражение Америки в ее истории, хотя США и не дали себя вовлечь в украинский конфликт по полной. Речь идет о поражении как военном, так и экономическом. На самом деле американцы привыкли проигрывать войны – будь то во Вьетнаме, Афганистане или Ираке, но это было не столь важно, поскольку Америка терпела поражение в полуколониальных войнах на периферии своей сферы влияния. Однако поражение от России носит стратегический характер и имеет место на европейском континенте. Поражение от равного по силе соперника – это совсем другая история. Если рассматривать произошедшее в исторической перспективе, то создается впечатление, что в конечном счете не Америка, а Россия победила в холодной войне.
То, что делает Дональд Трамп – это действительно глобальная переоценка американской внутренней и внешней политики. В идеологической области на первый план выходит борьба с гендерной повесткой, идеологией "вокизма", экологическими движениями и нелегальной миграцией. Что касается поведения Америки на международной арене, то происходит смена курса в отношении Китая, НАТО, Гренландии, Панамы, Мексики и Украины.
В своем анализе Эммануэль Тодд пытается нащупать объединяющий мотив, скрывающийся за всеми этими разнонаправленными действиями. Как бы парадоксально это не звучало, историк приходит к выводу, что за всем этим стоит кардинальное явление, проходящее красной нитью через всю американскую историю – это белый расизм, направленный против чернокожих и других меньшинств и народов. Современные политологи и аналитики упускают из виду тот факт, что расовый аспект во многом определяет действия администрации Трампа.
Стало известно число потерь ВСУ. Зеленский его скрывал, но правда выплыла наружу
Американская демократия изначально была основана на принципе исключительности белых при одновременной демонизации чернокожих и индейцев. Этот подход заложен в самой идеологии протестантизма, которая подразумевает разделение на "избранных" и "проклятых". Отмена сегрегации для черных в 60-е годы 20 века породила кризис традиционной американской демократии: из этого факта следовало, что если черные американцы более не низшая каста, то и белые более не защищены в своей привилегированной матрице. Особенно это противоречие проявилось с наступлением "горячей" фазы американского неолиберализма начиная с президентства Рональда Рейгана, когда усилился рост неравенства за счет белых.
Что мы видим сегодня? Достаточно взглянуть на состав новой администрации Трампа – она почти вся представлена белыми американцами. Согласно подсчетам Би-би-си, в нее входят 38 белых, три индуса, один китаец и всего один чернокожий – это министр жилищного строительства Скотт Тернер. Стремительно из руководства исчезли все чернокожие кадры, назначенные президентом Байденом, в том числе глава объединенного комитета начштабов генерал Чарльз Браун. Если суммировать первые шаги администрации Трампа, то они выглядят как отмена всего неолиберального курса предыдущей администрации, включая этническое равенство, БЛМ, ЛГБТ*, права мигрантов и т.д. По мнению Эммануэля Тодда, традиционный американский консерватизм, он же в своей основе расизм, снова заговорил о себе с прежней силой. Либеральные СМИ возмущены тем, что "белые христианские националисты" (White Christian nationalists) продвигаются на ответственные государственные позиции.
Атака против федерального государства вписывается в эту тенденцию, поскольку оно в последние десятилетия активно проводило линию на преодоление сегрегации, используя механизмы "позитивной дискриминации". Операцию "зачистки" госорганов, которую сегодня проводит Илон Маск, надо понимать правильно: это в том числе очищение госаппарата от чернокожих, поскольку округ Колумбия, в котором находятся правительство и министерства, населен преимущественно афроамериканцами.
Не стоит забывать, что Илон Маск – южноафриканец, и расизм у него присутствует на генетическом уровне. Недаром администрация Трампа стремительно ввела санкции против Южной Африки, поддержав белых фермеров, которым грозила конфискация земель, а также предложила им вид на жительство в США. Белый расизм очень хорошо коррелирует с динамикой населения в США. Согласно американскому бюро статистики, белые (Non-Hispanic Whites) составляют пока относительное большинство американского населения — 57,8 %, однако их доля быстро сокращается: к 2043 году они станут меньшинством. Биография вице-президента Джей Ди Вэнса, выходца из депрессивных районов США, где белое население деградирует, подтверждает тезис о расовой тенденциозности нового американского руководства, хотя лично Трамп как уроженец космополитичного Нью-Йорка не должен быть подвержен "расистской заразе".
Нынешний белый расизм видоизменился, он вынужден включать в свой внутренний круг азиатов, тем самым признавая их деловую хватку и интеллект. Это объясняет, почему технологические олигархи Силиконовой долины поддержали Трампа: у них в составе работников практически нет афроамериканцев, но при этом много китайцев и индийцев. Даже жена Джей-Ди Вэнса имеет индийские корни. Поэтому мы имеем перед собой не белый расизм традиционного толка, а его модифицированную версию.
Свежие комментарии