
Недавно «Ростех» обнародовал новость, которая вызвала интерес не только у российских, но и у международных экспертов.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в состав госкорпорации, провела первые испытания газогенератора ПД-35.
Ранее двигатели аналогичного класса не производили на территории России и стран соцлагеря. А результаты испытаний тем не менее превзошли ожидания разработчиков.

Самый амбициозный проект в российском авиастроении
Это первый опыт в разработке такого авиационного двигателя в истории современной российской авиации. И для того, чтобы вы понимали серьезность происходящего, отметим, что два таких гиганта должны будут пребывать беспрерывно в небе на протяжении 12, а может, и 18 часов в составе дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров. Вполне вероятно, что даже без возможности досрочной посадки при полетах над океаном. Ну как? Поражает воображение?
«Это новый мотор поколения 5+ тягой 35 тонн, который создается специально для российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета», — сказал гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации Вадим Бадеха.
И сегодня конструкторы должны обеспечить высочайший уровень надежности каждого узла и агрегата, чтобы они безопасно служили долгие годы. Задача, равная этой по сложности, возможно, еще не стояла перед российским авиастроением. Двигатели такого класса — наисложнейшие изделия из всех подобных, так как каждый из них будет отвечать за сотни жизней на борту. Представляете, какую масштабную задачу решают российские инженеры.

Удивились даже скептики
Западному двигателестроению понадобилось несколько десятилетий, чтобы перейти к двигателям такого класса. А российскому приходится решать эту задачу в то время, как двигатель той же серии классом ниже ПД-14 только еще готовится встать на конвейер.
К тому же совсем недавно у России не было стенда для испытаний таких огромных агрегатов, поэтому многие специалисты были настроены скептически. В свое время даже испытания НК-93, последнего незавершенного творения легендарного конструктора, проводились в составе Ил-76 на земле от безысходности, так как просто не было стенда. Но тут он появился как по мановению волшебной палочки, и очередная мантра рухнула, как карточный дом.

Испытания превзошли ожидания
Испытания ПД-35 проходили в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) в условиях, имитирующих работу полноразмерного двигателя. Результаты удивили: отличная сходимость полученных параметров газогенератора с проектными данными.
«Первые испытания газогенератора ПД-35 для дальнемагистральных лайнеров превзошли ожидания. Разрабатываемая Объединенной двигателестроительной корпорацией силовая установка будет настоящим гигантом — в нашей стране таких авиадвигателей еще не было. Диаметр его вентилятора — 3,1 метра, тяга — 35 тонн. В ходе испытаний имитировалась работа полноразмерного двигателя. Для этого специалисты ЦИАМ создали уникальное стендовое оборудование и ПО», — сообщили в Ростехе.
Удивили и глубина проработки, и количество создаваемых стендовых систем, а также число измерений на испытаниях. Более 1500 параметров подверглись оценке — температура, давление, усилия, расход топлива и др. Результаты дали специалистам весьма важную информацию для доработки двигателя.

Инвестиции в проект ПД-35 составили 180 млрд рублей. Его разработка началась летом 2016 года на двух заводах: пермском «Авиадвигателе» и рыбинском «Сатурне», которые входят в «ОДК-Авиадвигатель».
Предполагается, что двигатель будет устанавливаться на российско-китайский самолет CR929 и на Ил-96-400М. Интересно, когда он выйдет в серийное производство?
«По ПД-35 у нас были плановые сроки [разработки] до 2027-2028 года. Сейчас в связи со всеми событиями [сроки] сдвигаются на пару лет вправо, потому что средства сейчас перераспределены на наращивание объемов ПД-14, ПД-8, ПС-90А. Это вынужденная мера, но ничего не прекращается», — сказал генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев.

При создании нового двигателя России, по сути, пришлось решать две задачи. Первая — «проскочить» одно поколение и от 4-го поколения двигателей сразу перейти к 5-му, где предъявляются совершенно иные требования к топливной эффективности и надежности. Вторая — освоить новый, более крупный класс двигателей 5-го поколения. Таким образом, выражение «Решена сложнейшая задача» смело можно возводить в квадрат. Математики поймут.
Несомненно, успех ПД-35 откроет новые возможности для гражданской и военной авиации нашей страны и окажет значительное влияние и на мировое авиастроение.
Свежие комментарии