США столкнулись с техническими трудностями и невероятными затратами в реализации программ по созданию истребителей 5-го поколения.
F-22 оказался слишком дорогим удовольствием, к тому же он уже прилично устарел и по техническим моментам совсем не тянет на 5-е поколение, а F-35 имеет настолько много проблем, решить которые нецелесообразно, с какой стороны ни посмотри.
Как страна, которая заявляла о своем превосходстве во всех сферах, сегодня теряет его даже в небе?

F-22 не только устарел, но и…
А ведь как всё славно начиналось. Многоцелевой истребитель 5-го поколения F-22 Raptor был разработан в 90-е гг. компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, а в 2005 году был принят на вооружение ВВС США. Его предназначение — обеспечить превосходство Вашингтона в воздушном пространстве, но, к сожалению или к счастью, он не оправдал возложенные на него надежды.
Последний серийный F-22 покинул сборочный цех 12 лет назад и оказался 187-м в своем классе. Почему так мало? — спросите вы. Да потому, что было принято решение свернуть программу. Как стало известно спустя время, всё дело в высокой стоимости самолета — на производство одного F-22 затратили по разным данным от $140 млн до $153 млн. Стоимость, конечно, здесь послужила главным фактором, но и обилие проблем интегрированных в истребитель разных высокотехнологичных систем сыграло свою роль.
«F-22 стал дорогостоящим «молотком», которым нечего было «забивать». После серии консультаций конгрессмены посчитали, что такой самолёт, имевший к тому же технические проблемы, является избыточным. Ставка была сделана на более лёгкий F-35 Lightning II, который к тому же проектировался и под поставки на экспорт», — пояснил военный эксперт Владислав Шурыгин.

F-35 на замену F-22
Собственно, из-за всех указанных выше проблем F-22 решено было заменить на что-нибудь более легкое, универсальное и дешевое. После этого и стартовала программа F-35 JSF (Joint Strike Fighter). Среди участников были такие страны как Италия, Нидерланды, Великобритания, Канада, Австралия, Бельгия, Дания, Норвегия, Израиль, Польша, Япония, Сингапур, Южная Корея и Турция. Список впечатляет, хотя последнюю исключили из-за неодобренной Штатами покупки российских зенитных систем С-400.
Но и вторая попытка создать истребитель 5-го поколения потерпела фиаско. F-35 показал себя в деле как самолет с кучей неисправностей: в аварийной, топливной системах, а также в системе охлаждения топливных баков. И это не всё. Насчитывается более 900 неисправностей, устранить которые пока полностью не удалось.
«F-35 остается во всех смыслах не более, чем дорогим прототипом, запущенным в массовое производство», — утверждает сотрудник правительственного проекта по надзору Дэн Грейзер.

«Те технологии, которые были заявлены, в F-35 не были нормально воплощены. Это дефекты в бортовой электронике, в вооружении, недостаточная радиолокационная малозаметность. Многие проблемы так и не удалось решить, и по факту F-35 остался «сырым» самолётом, хотя по идее должен был компенсировать все неудачи, с которыми столкнулись США ещё при создании F-22», — рассуждает Шурыгин.
США думали, что один двигатель на самолете всегда дешевле, чем два. Так ведь, да, чего вы улыбаетесь? Ну ладно, это всего лишь ирония. Как пишет Bloomberg:
«Общие расходы в течение всего периода эксплуатации F-35 оцениваются в 1,727 триллиона долларов по текущему курсу».
Стоимость программы разработки F-22 составила $77,4 млрд. Не идет математика, да? Вот и в Вашингтоне она не идет, потому все неудобные факты побыстрее стремятся замести под ковер вместе с эсминцами Zumwalt, рельсотронами и иными волшебными тварями.

Новому двигателю для F-35 сказали твердое «нет»
И вот наконец-то добрались до нового двигателя для F-35, который должен был заменить двухконтурный двухроторный турбореактивный двигатель F135 и который изначально задумывался как способ существенно увеличить тактико-технические возможности истребителя. Разработчики закладывали экономию топлива на 25%, увеличение тяги на 10%, а дальности полета — примерно на 30%. Это сделало бы F-35 более подходящим для операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также снизило бы его зависимость от воздушных танкеров.
Разработкой нового двигателя XA100 занялась компания General Electric, обещавшая поставить его к 2027 году. В проект уже инвестировано $203 млн, и, как заявил министр ВВС США Фрэнк Кендалл, итоговая стоимость может составить более $6 млрд. И тут Вашингтон принял решение свернуть программу по разработке нового двигателя и потратить деньги на проект модернизации старого F135, который предложила Pratt & Whitney.
«Мы не смогли профинансировать программу AETP… Нам нужно было что-то доступное и поддерживающее все варианты F-35», — пояснил решение министр ВВС США Фрэнк Кендалл.

В такой ситуации становится очевидно: американская промышленность уже откровенно не тянет. По итогу, ни двигателя, ни самолета, и это только полбеды, ведь по параметрам двигатель F-35 ну никак не тянет на 5 поколение. Так что получается, ему можно летать с двигателем 4-го поколения? А Су-57 нельзя было? Кажется, какой-то диссонанс появился, чувствуете?
Свежие комментарии