Привет, друзья. В мире началось шоу самолетов пятого поколения.
В гонку стремительно втягиваются страны, которые во что бы то ни стало хотят обзавестись своим истребителем-«пятеркой».
Потому что это вопрос престижа.
Самое забавное, что при желании любой самолет можно обозвать «пятым поколением». Ведь кто будет проверять? — Правильно, никто, потому что редким странам выпадает шанс поучаствовать в масштабных конфликтах. А папуасов можно бомбить даже кукурузниками «5+».
Я расскажу о характеристиках российского самолета пятого поколения Су-57:
— о двигателе второго этапа;
— новых ракетах;
— максимальной скорости без форсажа;
— авионике;
— связи.
💡 А ещё я сравню самолет с североамериканским F-35. Вы узнаете, сколько "птиц" пятого поколения мы получим в ближайшие годы.
Все хотят "пятое поколение"
Турция с Индией недавно представили свои самолеты пятого поколения. У Турции появилась «вундерваффе» под названием ТХ-F, а у Индии — AMCA («Амка»), точнее «Эйэмсиэй». Как вы понимаете, никакого реально отношения к пятому поколению эти машины не имеют, но турки и индийцы радуются.
О пятом поколении истребителей, безусловно, думают французы, немцы, шведы и корейцы. Конечно, нельзя забывать о пятом поколении Китая. Пекин построил уж 200 единиц «Ченду» J-20.
Двигатели второго этапа
До недавнего времени китайцы закупали двигатели у России. Мы поставляли им самые обычные движки, которые ставим на Су-30. Так что китайский J-20 на самом деле не пятое поколение. Правильнее называть его 4++.
🔸 Несколько лет назад китайцы создали двигатель WS-10 с максимальной тягой на форсаже 142 кН. По сути, это копия движка Су-35С. А теперь китайцы испытывают двигатель WS-15 с тягой 180 кН. Это уже копия нашего двигателя второго этапа — знаменитого «Изделия 30» для Су-57. Он также выдает 180 кН.
Можно ли сказать, что у китайцев почти получилось создать пятое поколение? — Нет. Злые языки говорят, что ресурс китайских двигателей WS-15 — всего 500 летных часов против наших 4000. А это критический недостаток. Считайте, что двигателя у Пекина пока просто нет.
У нас с двигателем второго этапа для Су-57 были те же проблемы — очень низкий ресурс при тяге 180 кН. Я, если честно, даже не уверен, что проблему удалось решить. Возможно, что конструкторы пошли на компромисс: снизили тягу до приемлемых 16-17 кН и увеличим ресурс двигателя до 4-5 тыс. летных часов. Так или иначе, это секрет.
Пятое поколение США: купили все союзники
Североамериканцы приняли на вооружение сначала Raptor F-22, а потом и «Лайтинг» F-35. F-22 с 2005 года морально устарел, а F-35 постоянно попадает в аварии. Буквально в конце мая 2024 года новейший «Лайтинг» не долетел до военной базы с завода.
Я не буду злорадствовать и говорить о том, что дрова не могут летать. Потому что США настроили уже более 1000 таких самолетов и распродали по всему миру. Например, 70 самолетов купила Австралия. У Британии — 140. У Израиля — 75. У Кореи — 25.
У Японии уже есть 40 единиц, но в Токио хотят купить еще 150 штук. В очередь за покупкой также выстроились Норвегия, Нидерланды, Италия, Дания и Британия. Так что самолет хороший, раз его покупают.
❗ У США на вооружении примерно 650 F-35. Эти самолеты поделены между тремя родами войск. У Корпуса морской пехоты — 200 штук. У ВМФ — 100. У ВВС больше всех — 350. До 2040 года Штаты хотят произвести еще 1700 F-35. Так что самолеты хоть и падают, но их много. И вряд ли тут есть повод для шуток.
Кстати, друзья. Подписывайтесь на мой телеграм канал. Там много интересного. Самые свежие новости и мои экспертные мысли по текущим событиям. Важно оставаться на связи. Ссылки на экране и под роликом.
ТОП-4 критерия при оценке самолета пятого поколения
Прежде чем приступить к обсуждению характеристик Су-57, давайте обсудим, каким должен быть этот самый «истребитель пятого поколения». Как я уже намекнул, внятных ответов на этот вопрос нет. Никто в мире толком не знает, каким должен быть истребитель пятого поколения и как его использовать.
Впрочем, в случае России вполне прозрачно: главный противник Су-57 — это североамериканский F-35. Нашему самолету нужны такие характеристики, чтобы заткнуть F-35 за пояс. В конце видео я сравню оба самолета пятого поколения и вынесу вердикт, кто лучше.
А теперь опровергну сам себя. 😁 На самом деле есть вполне жесткие рамочные требования к самолету пятого поколения, четыре критерия:
1) Антирадарные покрытия серьезно снижают заметность.
2) Оружие располагается в отсеках внутри фюзеляжа.
3) Глазастая РЛС с АФАР и другая крутая авионика видят все вокруг на сотни километров.
4) Самолет летает на сверхзвуке без форсажа.
💡 Если чего-то из этого нет, самолет остается в лиге четвертого++ поколения. Причем каждая характеристика по отдельности не делает машину пятым поколением. Например, Су-35С давно летает на сверхзвуке без форсажа — развивает скорость в 2500 км/ч.
Вооружения внутри фюзеляжа появились еще сто лет назад. Бомбы в бомбардировщиках размещались еще во время Второй мировой войны. Наш «Белый лебедь» Ту-160 также скрывает ракеты и бомбы от посторонних глаз.
Малозаметность и ЭПР
Пожалуй, самая большая новинка пятого поколения — это малозаметность. Обычно, когда говорят о малозаметности, подразумевают эффективную площадь рассеяния самолета — коротко ЭПР. У F-22 ЭПР не превышает 0,4 кв. метра. Для сравнения приведу характеристику Су-35С — это целых 10 кв. метров, то есть видимый радарами размер в 25 раз больше, чем у янки.
По заявлениям российских конструкторов, у Су-57 ЭПР не превышает 0,4 кв. метра. То есть соответствует F-22. У F-35 видимость еще меньше. Сразу скажу, что ЭПР зависит от частоты, на которой работает РЛС. Так что тут всё сложно, расскажу в другом видео.
👉 Малозаметность нашему самолету Су-57 обеспечивает специальная форма фюзеляжа, поглощающие и радиоотражающие покрытия. Двигатели самолета позволяют летать на сверхзвуке без форсажа, поэтому выделяют минимум инфракрасного излучения. Насколько самолет реально малозаметен, покажет время. Ну, или не покажет. Диалектика.
Авионика, связь и БИС
Что касается авионики. РЛС с активной фазированной антенной решеткой — коротко АФАР — сегодня получают многие новые самолеты даже четвертого поколения. Очевидно, что это не признак пятого поколения, а необходимое требование. Хороший радар должен замечать противника за 200-300 км, чтобы навести дальнобойную ракету.
В целом у Су-57 с авионикой всё в порядке: на самолёте установлена радиолокационная станция с АФАР «Белка» и оптическая система ОЛС-50М. По всей поверхности самолета разнесены активные и пассивные радиолокационные и оптико-локационные станции — это называется «умной обшивкой».
Многие эксперты считают, что важнейший компонент самолета пятого поколения — боевая информационная система, коротко БИС. Отдельные боевые единицы, самолеты, РЛС и ДРЛО, связываются БИС и работают как единое целое. Информация циркулирует по системе, летчик быстро получает данные в реальном времени.
💡 Известно, что у США такая система есть. И они ее уже используют. Именно она превращает довольно обычный самолет F-35 в серьезное оружие. У нашего Су-57 также есть мощная электронная начинка и даже шлем дополненной реальности. «Сушки» способны обмениваться большим массивом данных в реальном времени.
Пилот Су-57 может управлять тяжелым ударным БПЛА «Охотник» С-70. Это как раз элемент информационной системы. С-70 бьют по наземным и воздушным целям. Пусками управляет пилот Су-57. «Охотник» страхует дорогой самолет и выполняет наиболее опасные задания.
В 2024 году самолет поучил новый комплекс связи пятого поколения от НПО «Полет». Он обладает повышенной защищенностью от помех и попыток прослушивания и работает на высоких и очень высоких частотах.
Новый комплекс связи обеспечивает автоматическую и автоматизированную передачу данных, телефонной и телеграфной информации в условиях сложной помеховой обстановки на расстоянии до 1500 км.
✅ В итоге Су-57 вполне способен работать в рамках боевой информационной системы. То есть по всем параметрам он соответствует требованиям пятого поколения. Другое дело, что, как я понимаю, пока наша армия пока не перешла на повсеместное внедрение БИС. В этом мы отстаем от США.
Стоимость самолетов пятого поколения
Прежде чем идти дальше, давайте прямо сейчас обсудим стоимость самолетов пятого поколения. На самом деле это очень важно. Наш Су-57 стоит 2,5 млрд рублей. Это примерно 30 млн долларов. F-35 по самым скромным подсчетам стоит 85 млн долларов.
Как вы понимаете, это очень дорого. При этом самолеты пятого поколения еще нигде не применялись по делу. С такой ценой они должны решать какие-то фантастические задачи в рамках масштабных битв. Но пока самолеты пятого поколения занимаются тем, что скидывают бомбы на папуасов без ПВО.
Когда у страны-противника есть ЗРК — самолет держится подальше от зоны ПВО. Потому что страшно потерять машину ценой в 85 млн долларов. И в таком случае не очень понятно, зачем вообще нужны самолеты пятого поколения.
💡 Самое забавное, что решающее значение в воздушном бою и наземной операции зачастую имеют не характеристики самолета, а характеристики ракет. Например, с хорошей ракетой Су-35С вполне заткнет за пояс американский F-35.
Поэтому США, Россия, Китай и многие другие страны продолжают модернизацию истребителей и бомбардировщиков четвертого поколения. Пятое поколение всем хорошо — но очень уж дорогое. Цена нивелирует любые преимущества.
Россия получит в ближайшие годы 150 Су-57
Теперь давайте подробнее поговорим про Су-57. Серийное производство самолетов пятого поколения налажено в России в 2019 году. Сначала это была мелкая серия в пару самолетов. Однако каждый год объемы выпуска растут. Сейчас, если верить открытым источникам, промышленность производит более 20 Су-57 ежегодно.
🔸 В прошлые годы Минобороны подписало с Объединенной авиастроительной корпорации — коротко ОАК — контракт на выпуск 76 самолетов Су-57 до 2027 года. Однако в 2023 году глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что заказ расширили в два раза.
Если я правильно понимаю, это означает, что в ближайшие годы промышленность построит 150 самолетов пятого поколения. Кстати, производственный цикл Су-57 — 1,5 года. Так что одновременно в процессе сборки находятся до 40 самолетов.
В 2020 году первые серийные машины поступили в испытательный центр в Ахтубинске. Для самолета начали разрабатывать современные средства поражения. Речь идет о модификациях дальнобойных ракет «воздух-воздух» и крылатых ракет.
Новые ракеты для Су-57
Какие ракеты уже получил самолет? Во-первых, речь идет о ракете пятого поколения «РВВ-БД» Р-37М. Это ракета «воздух-воздух» большой дальности. Основное её достоинств — многоэлементная двухдиапазонная инфракрасная головка самонаведения с повышенной помехозащищенностью. Она поражает цели на дальности до 380 км и ищет цели в радиусе 30 км.
Новую перспективную авиационную ракету Р-37М называют «грозой стелс-самолетов США и НАТО». Ее отличительной чертой является система наведения с активной фазированной антенной решеткой — коротко АФАР.
Во-вторых, для Су-57 в конце 2023 года приняли на вооружение крылатую ракету большой дальности КРБД. Ракета, как и всё остальное вооружение, располагается внутри корпуса — в фюзеляже. Дальность ракеты — несколько тысяч километров, почти как у Х-101.
Не стоит забывать, что основными задачами Су-57 является перехват самолетов противника и завоевание превосходства в воздухе. Так что, в-третьих и в-четвертых, для ближнего боя разработаны ракеты РВВ-МД2 и РВВ-СД — ракеты малой и средней дальности до 50 и 200 км. Это, соответственно, ракеты Р-74М2 и Р-77М.
В-пятых, Су-57 сможет нести управляемые бомбы весом до 1500 кг. Возможно, что в фюзеляж поместятся даже ФАБ-1500 с УМПК, в том числе с реактивным двигателем. Это актуальное вооружение, которое не помешает даже самолету пятого поколения.
💡 Кстати, стандартная боевая нагрузка Су-57 — 10 тонн. В прошлом неоднократно указывалось, что самолет сможет использовать как существующие вооружения, так и перспективные образцы.
В качестве встроенного и постоянного вооружения используется 30-мм автоматическая пушка 9А1-4071К — модернизированный вариант заслуженной ГШ-301. Орудие с боекомплектом до 150 снарядов помещено в правом наплыве крыла. Для улучшения аэродинамики и защиты от облучения дульная часть пушки имеет подвижную крышку.
Китайцы считают Су-57 самым мощным ударным самолетом нового поколения в мире. Материал, посвящённый этой теме, вышел в китайском информационном издании Sohu. Китайцы пишут, что новейшие ракеты, включая гиперзвуковые, дают нашему самолету превосходство над F-22 и F-35.
Су-57 все еще доводят до ума
Нужно понимать, что до сих пор промышленность выпускала самолеты первого этапа. С двигателем первого этапа, со связью от четвертого поколения и так далее. Однако постепенно самолет получает элементы пятого поколения: двигатель, связь, авионику, ракеты и всё прочее.
Например, в 2024 году производители обещали выпускать Су-57 с двигателями второго этапа. Также самолет теперь оснащается современной авионикой и бортовыми системами. Гидравлические приводы заменяют на электродвигатели.
Не стоит удивляться, что Су-57 доводят до ума во время серийного производства. На самом деле самолеты четвертого и даже третьего поколения также постоянно модернизируются и становятся четыре++ или три++. Незначительные изменения конструкций военной техники происходят постоянно. В армии редко можно встретить два одинаковых самолета.
🔸 Теперь давайте поговорим о том, как Запад оценивает наши самолеты пятого поколения, а также сравним Су-57 с F-35 и китайским J-20. Начнем с критического взгляда Запада на Су-57. Итак, критика.
Недостатки Су-57 по версии Запада
Во-первых, Запад пишет, что построенные до сих пор Су-57 оснащены двигателями первого этапа и другим оборудованием прежних поколений. Это правда, только в 2024 году Су-57 получил авионику и двигатели, которые соответствуют пятому поколению. То есть проблема решена.
Во-вторых, североамериканцы критикуют малозаметность нашего самолета. Действительно, у самолета есть проблемы: это «выглядывающие» из воздухозаборника лопатки компрессора двигателя, резко снижающие малозаметность, это и отсутствие беспереплетного фонаря, а также плоских сопел, как на F-22 Raptor.
А еще это «шарик» оптико-локационной станции в носовой части, который увеличивает ЭПР машины. Как я сказал, производители утверждают, что у Су-57 ЭПР соответствует уровню F-22 «Рапотор» и чуть уступает F-35. Как оно на самом деле — покажет практика.
В-третьих, в США пишут, что Су-57 пока никто не хочет покупать. Штаты неплохо зарабатывают на продаже F-35 и считают торговлю главной задачей военной техники. Но с этим все ясно: Россия только недавно начала эксплуатировать Су-57. И это означает, что покупатели со временем подтянуться.
Кто может купить самолет пятого поколения у России?
У нас много потенциальных покупателей. Это может быть Индия, Вьетнам, Алжир и даже Китай. Раньше в Индии критиковали Су-57, но в последнее время стали хвалить. Дели начал присматриваться к нашей машине после того, как мы наладили серийных выпуск и пересадили ее на двигатель второго этапа.
💡 У Алжира и Вьетнама своих самолетов пятого поколения нет. А это наши традиционные покупатели. Так что вполне вероятно, что они со временем купят у нас Су-57. А еще есть Китай. Он производит свои J-20 пятого поколения. Но пока без двигателя второго этапа.
С двигателями для боевых самолетов у Пекина — традиционные проблемы. Ну, не умеют они их нормально строить. Так что либо Китай купит у нас Су-57, либо купит двигателя второго этапа для своих истребителей. Поскольку у нас с Китаем один потенциальный противник — мы охотно продадим.
Напомню, что у Китая на вооружении и без того стоят наши истребители Су-27, Су-30 и Су-35. А во многих китайских самолетах стоят наши двигатели. Так что ничего особенного в том, что Китай купит Су-57 — нет. Но сначала наш самолет должен проявить себя в реальных боевых условиях.
💡 Кстати, что касается экспорта. Мы уже об этом думаем и разрабатываем двухместный вариант Су-57. Наши покупатели истребителей любят, чтобы самолетом могли управлять два пилота. Так легче обучать новобранцев. К тому же второй пилот сможет управлять тяжелыми БПЛА, роде «Охотника».
Сравнение F-35 и Су-57: есть ли в этом смысл?
Теперь настало время выполнить обещанное в самом начале: сравнить F-35 и Су-57. Впрочем, если честно, это глупая затея, ведь придется сравнивать F-35 с одним двигателем и двухдвигательный Су-57. В итоге сравнение будет в нашу пользу. Но это ведь очевидно.
Понятно, что наш самолет превосходит североамериканский по всем параметрам. Су-57 тяжелее, с двумя двигателям, его боевой радиус применения в 2-3 раза превосходит F-35. Он развивает скорость 2 Маха без форсажа. А у F-35 крейсерская скорость — вообще дозвуковая.
Потому что на одном двигателе далеко не улетишь и с ветерком на полетаешь. По тем же причинам максимальная боевая нагрузка «Сушки» — 10 тонн, а у F-35 — только 8 тонн.
Наш самолет может летать почти 6 часов без посадки, а «фэшка» — 2,5 часа. К тому же Су-57 может взять меньше топлива (у него и большой радиус действия) и увеличить боевую нагрузку. А у F-35 такой возможности нет. Можно сказать, что без дозаправки он почти бесполезен. Его боевой радиус — смешная тысяча километров.
💡 Короче, правда в том, что это самолеты разных классов. F-35 весит от 13 до 15 тонн. А наш весит 18-19 тонн. Логичнее сравнить Су-57 с двухмоторным F-22. Но «Раптор» морально устарел. США постепенно избавляются от них. Очевидно, что сравнение будет в нашу пользу.
Нет смысла сравнивать самолеты еще и потому, что F-22 — это самый дорогой истребитель в истории, причем как по цене закупки, так и по эксплуатации. Полная цена F-22 с учетом эксплуатации — приготовьтесь, вдохните — 350 млн долларов.
Самое главное преимущество западных самолетов пятого поколения над Су-57
В итоге можно сказать, что у западных самолетов F-22 и F-35 есть два преимущества:
— они менее заметны;
— они встроены в боевую информационную систему БИС.
👉 Что касается заметности, то это звучит несколько смешно: «Фэшки» всё равно не решаться летать в зоне действия С-300, С-400, С-500, «Бук-М3» и других наших дальнобойных ЗРК.
👉 Что касается БИС, то это вопрос наживной. В нашей армии также внедряются информационные системы, которые позволяют обмениваться данными в реальном времени. Су-57 без труда подключается к подобным системам. Электроники у него вполне хватит.
В итоге можно сделать вывод:
самое главное преимущество F-35 над Су-57 — число самолетов.
У нас самолетов пятого поколения пока 22 штуки, а будет в ближайшие годы 150. А у США и НАТО таких самолетов уже больше тысячи. В ближайшие годы будет более двух тысяч. А как гласит марксизм, количество переходит в качество.
Очевидно, что нам придется заполнять бреши ВКС самолетами Су-35С. Кстати, это истребитель поколения 4++, который способен вполне на равных сражаться с F-35. Безусловно, нам остро не хватает однодвигательных самолетов, таких как F-35. Вроде бы идет разработка однодвигательного «Шаха и мата» Су-75, но пока это только красивая история.
Эффективность самолетов пятого поколения еще нужно проверить в реальных условиях
Осталось сказать, что самолеты пятого поколения в реальном серьезном бою не применялись. Битвы с папуасами — не в счет. Поэтому пока никто не знает, что такое пятое поколение — дорогая бесполезная игрушка или реальное оружие, которое дает превосходство на поле боя.
Но факт есть факт: пятое поколение — очень дорогие самолеты. Они, очевидно, не смогут стать доминирующей машиной на поле боя. Их всегда будут разбавлять самолетами поколения 4++, вроде Су-35С. В нашей армии Су-57 будет использоваться для специальных задач вместе с другими «Сушками».
Свежие комментарии