Фотографировать здание венгерского парламента – то ещё занятие. С какой стороны не подойдёшь, в смартфон или объектив камеры оно не вмещается(.
Но возможность запечатлеть шедевр целиком всё же есть. Он хорошо просматривается с мостов Сеченьи/Маргит, Замковой горы и речного трамвайчика.
Попробуем разобраться, почему здание парламента построили именно таких размеров.
Работы начались в конце 19 века, а, значит, в это время страной правили Габсбурги.
Венгры в составе Австро-Венгерской империи обладали привилегиями. Имели право на свои законы, государственные институты т.д. Но, несмотря на все "плюшки", антигабсбургские настроения среди населения были очень сильны.
Когда Будапешт получил разрешение на строительство дворца, объявили конкурс или, как бы сейчас сказали, тендер. В качестве победителя наметился проект в неоготическом стиле архитектора Имре Штейндля.
В обществе поднялась волна возмущения – горожане считали этот стиль немецким и анти-венгерским (вообще-то, неоготика зародилась в Англии, но венгров было не переубедить:).
Против проекта высказались и некоторые парламентарии из-за его дороговизны.
"Спас" план строительства Дьюла Андраши, бывший министр иностранных дел и влиятельный политик. Тот самый, чьё имя носит главный проспект Будапешта.
Будучи в Англии, Андраши пришел в восхищение при виде Вестминстерского дворца и решил, что было бы чудесно воплотить нечто подобное на родине. Желательно побольше и пограндиознее :)
Кстати, граф прослыл весьма неординарной личностью, его главным девизом было: "Трудно обещать, но легко выполнить".
Поразмыслив над этой фразой, можно трактовать её так: "Если не можешь выполнить, не обещай, а если пообещал, то выполни непременно". Хороший девиз для политика, правда:)?
Наконец, благодаря графу Андраши, все разногласия были преодолены, и работы начались.
Штейндль спроектировал здание так, чтобы им можно было любоваться со всех сторон (вот откуда эта необъятность:).
К слову, венгры так и не превзошли размеры Вестминстерского дворца, хоть и приблизились к ним максимально. И если сравнивать фото двух зданий, то некоторое сходство стиля есть.
За время строительства была проделана колоссальная работа, но, увы, не всем венгерским знаменитостям результат пришелся по душе.
Например, писатель Кальман Миксат так отозвался о дворце:
"Какая безвкусица! Какой свет, сколько позолоты на стенах! Глаз не знает, куда смотреть".
Не обошлось и без трагедий. Главный архитектор Имре Штейндль не дожил до окончания работ чуть больше месяца, перед этим потеряв зрение.
Великие мастера, какой ценой подчас создаются их шедевры!
Были и крайне любопытные эпизоды.
Например, инженер, отвечавший за трубопроводную, газовую и водопроводную системы (одни из самых современных в то время) вынужден был поселиться прямо во дворце, в квартире, расположенной в подвальных помещениях. Там же со временем его семья обзавелась детьми. Необычная судьба:).
Торжественное открытие здания состоялось в 1902 году. Трудно представить, что уже больше 120 лет парламентский дворец является главным украшением города.
Чем же объяснить его масштаб и грандиозные размеры?
Думаю, он служил прежде всего символом надежды на независимость от Австрийского дома. И, конечно, был призван показать величие венгерского народа.
Что ж, по-моему, у венгров это получилось.
Свежие комментарии