Политические наблюдатели нередко упрекают президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в том, что он пытается усидеть на двух стульях.
С одной стороны, сохраняет тесные связи с западными союзниками через членство в НАТО и стремление вступить, наконец, в Евросоюз, а с другой - поддерживает ровные, взаимовыгодные отношения с Россией, Китаем и их партнерами в разных частях мира.
И вот теперь, похоже, Анкара определилась с основным направлением своих геополитических устремлений, обратив взоры на Восток: Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС в качестве полноправного члена. Она будет рассмотрена на предстоящем в октябре в Казани саммите этой международной организации.
И, по мнению экспертов, перспективы весьма обнадеживающие. Событие знаковое, ведь до сих пор в БРИКС (напомним, туда сейчас входят 9 стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Египет, Эфиопия, Иран и ОАЭ) не было государств, участвующих в крупных военно-политических блоках, каковым является Североатлантический альянс. Эрдоган не может не осознавать, что вступление в сообщество, которые Запад считает препятствием своему глобальному влиянию, может не только наглухо закрыть для Турции дверь в ЕС, куда она безуспешно стучалась тридцать лет, но создаст множество других проблем в отношениях с США и натовцами. Почему турецкий лидер решился на этот шаг?
- Этим Эрдоган повышает ставки в своей политической игре с Западом, - прокомментировала ситуацию для «КП» политолог-востоковед Каринэ Геворгян. - Он слишком долго надеялся на установление тесного союза с Вашингтоном, но после попытки военного переворота, инспирированного в 2016 году американцами, эти мечты развеялись. Да и Европа ничем турецкого соседа не порадовала - в Брюсселе чуть ли не прямым текстом дали понять, что скорое членство в Евросоюзе ему не светит. Эрдоган фактически ставит западников перед выбором: или вы меняете свою позицию, или я, как руководитель независимой страны, принимаю решение сменить приоритеты во внешней политике и экономической ориентации. Есть и другое объяснение. БРИКС за последнее время очень сильно набрал обороты, в очереди на вступление в организацию сейчас стоят свыше 20 стран, и этот список растет. В то же время, ЕС явно буксует, там растет ком противоречий, не говоря уж о почти полной сдаче Старым Светом своего суверенитета в пользу Соединенных Штатов. Так стоит ли туда теперь лезть?
С этим трудно не согласится. Агентство Bloomberg, сообщая о решении Эрдогана, отмечает со ссылкой на источники в его окружении, что в Анкаре приходят к неутешительному для Запада выводу: «страны с развитыми экономиками неуклонно теряют свой статус геополитического центра».
Фактически это признание доктрины многополярного мира, провозглашенной в свое время Россией. И Эрдоган, как опытный государственный деятель с хорошим политическим чутьем начинает двигаться к тому полюсу, который считает в настоящий момент наиболее привлекательным.
СПРАВКА «КП»
На страны-члены БРИКС сейчас приходится:
- 42% населения планеты
- 18% общемирового национального продукта
- 15% мировой торговли
Автор: Андрей БАРАНОВ
Свежие комментарии