Антиправительственные протесты начались в Нигерии еще в августе, пишет Globe And Mail. Народ устал от нищеты и неспособности правительства преодолеть кризис.
Жители видят причину своих несчастий во вмешательстве США и Запада во внутренние дела страны.
Когда в начале августа сотни протестующих во время массовых демонстраций в северной Нигерии стали размахивать российскими флагами, волна возмущений прокатилась по этой западноафриканской стране.
Военное командование поспешило осудить эти действия, назвав их предательством. Полиция арестовала более 90 протестующих с флагами, а заодно и местных портных, которые эти флаги продавали. Политические обозреватели обеспокоенно заговорили о том, что Москва расширяет свое влияние в регионе после того, как пророссийские режимы в трех других странах Западной Африки захватили власть в ходе военных переворотов.
Но если послушать интервью с многочисленными нигерийскими протестующими, то ситуация открывается с новой стороны. Она опровергает общепринятую линию о закреплении России в Африке, согласно которой это просто результат соперничества сверхдержав и антиколониальных настроений.
Протестующие рассказывали, что основным побудительным мотивом для них стали финансовые проблемы, в том числе, ухудшение экономической ситуации на севере Нигерии и временное закрытие границ после прошлогоднего переворота в соседнем Нигере. Для них пророссийские протесты — это главным образом крик отчаяния из-за складывающегося экономического положения и поиск любой внешней силы, которая могла бы им помочь.
Страх Запада перед усилением российского влияния начал нарастать после произошедших недавно переворотов в Мали, Нигере и Буркина-Фасо. В каждом из этих случаев смена власти привела к военным соглашениям между Москвой и новыми режимами. Туда начали прибывать российские военные контрактники, чтобы оказать поддержку местным армиям, а военных Франции и ООН из этих стран сразу выдворили.
Но выражаемая России поддержка — это не просто геополитический маневр. 37-летний обувщик Умар Юсуф из северо-западного нигерийского города Кацины рассказал, что размахивал российским флагом на антиправительственной демонстрации протеста, потому что его все больше возмущает неспособность власти преодолеть экономический кризис.
Юсуф переехал в Кацину из Нигера более десяти лет назад. Ему удавалось зарабатывать почти 200 долларов в месяц на изготовлении и починке обуви. Но в прошлом году доход у мужчины резко упал.
Крах нигерийской валюты и бешеная инфляция, ставшая рекордной за последние 28 лет, привели к росту цен на импортное сырье для изготовления обуви. Повстанческое движение на севере, разгул бандитизма, похищения людей — все это наносит ущерб местной экономике, и многие предприятия вынуждены закрываться.
Доходы у клиентов Юсуфа упали, а вместе с этим снизились и объемы его продаж. "Для многих людей сейчас главное — как-то выжить, прокормиться и обеспечить себе минимум безопасности", — сказал он.
Его собственный доход сегодня составляет всего пять долларов в месяц. Он вынужден занимать деньги у друзей и родственников, а также покупать меньше продуктов для своей семьи. Голод в его доме стал привычным делом.
"Я чувствую себя недочеловеком", — заявил Юсуф.
Антиправительственные протесты, порой перераставшие в столкновения с полицией, охватили Нигерию в начале августа. Спустя несколько дней президент Бола Тинубу выступил на национальном телевидении с призывом прекратить беспорядки.
Юсуф смотрел его выступление и был крайне разочарован. На следующий день он пошел на демонстрацию протеста и размахивал там российским флагом, демонстрируя свой гнев и недовольство. Портные продавали российские флаги всего за 20 центов.
"Мне надоело, — сказал Юсуф. — Нигерийский президент не прислушивается к народу. В стране огромные трудности, и его долг — заботиться о нас".
39-летний торговец луком Якубу Аду размахивал российским флагом во время протестов в другом городе северной Нигерии Кано. По словам Аду, его воодушевили пророссийские настроения среди народа Хауса, проживающего в Нигере, у которого много общего в языковом и этническом плане с населением северной Нигерии. Но главным мотивом для него стали экономические невзгоды.
Аду рассказал, что потерял сотни долларов, когда купил в Нигере партию лука, но не сумел перевезти его через границу, потому что ее закрыли из-за санкций, введенных против Нигера после военного переворота.
По оценке Аду, после введения санкций он потерял две трети своего ежедневного дохода. "Они едва не разрушили мое дело", — сказал торговец.
Его семье приходится экономить на еде, питаясь дешевой местной кукурузой. "Но нам этого едва хватает", — заявил он.
Санкции были введены западноафриканским политическим блоком ЭКОВАС, где в то время председательствовал Тинубу. Но многие западные африканцы возлагают ответственность за санкции на американских и европейских руководителей, обвиняя их в закулисном, скрытом давлении с целью закрытия границы. (ЭКОВАС это отрицает.)
Таких руководителей, как Тинубу, считают прозападными, а девальвацию нигерийской валюты очень часто называют следствием западного давления.
Житель Кано Санни Усман рассказал, что российские флаги рекламируют уличные торговцы, которые поддерживают антизападные настроения в северной Нигерии. Один из этих торговцев подошел к нему на улице во время протестов.
"Он спросил, хочу ли я привлечь внимание мировой державы, которая сильно отличается от неверных с Запада", — рассказал Усман.
41-летний водитель грузовика из Кацины Мухаммед Бала сообщил, что он размахивал на демонстрациях российским флагом, потому что после закрытия границы у него, как и у Аду, возникли экономические трудности, которые длятся уже год.
До введения санкций Бала зарабатывал 225 долларов в месяц, перевозя товары из Нигерии в Нигер и обратно. Но когда закрыли границу, он вместе с другими водителями грузовиков застрял в Нигере на несколько недель, и у них закончились деньги.
Он выживал, питаясь самой дешевой пищей, какую только мог найти — арбузами и финиками, а также пользуясь помощью своих товарищей-шоферов. Со временем он нашел контрабандный маршрут в Нигерию, дал взятку пограничникам и вернулся домой.
"На границе я часто думал, с какими трудностями и лишениями в мое отсутствие сталкивается моя семья, и моя ненависть к Западу существенно усилилась", — сказал Бала.
Автор: Пиус Аделейе (Pius Adeleye)
Свежие комментарии