
В этом году российские авиаконструкторы представили концепцию пассажирского сверхзвукового самолета «Стриж». Это третий в истории подобный гражданский авиалайнер. Первым был «Конкорд», разработанный англичанами и французами. Вторым — советский Ту-144, коммерческие полеты которого завершились в конце 70-х годов.
Быстрее, еще быстрее!
Сверхзвуковые пассажирские полеты прекратились по экологическим соображениям из-за высокого уровня шума в зоне аэропортов при взлете и посадке самолета. Также сильный акустический удар получали летчики и пассажиры при переходе машины на сверхзвуковую скорость. Кроме того, эксплуатация этих машин оказалась экономически невыгодной.
Но в скором времени инновационные технологии позволят построить малошумный аппарат, имеющий более низкий расход топлива. С моделью такого самолета российский конструкторы познакомили публику на авиасалоне «МАКС-2021».
По их прогнозам, «Стриж» сможет развивать крейсерскую скорость 1800-1900 км/час, а подниматься на высоту более 15 тысяч метров. Самолет будет снабжен вместо обычного остекления электронной системой ориентирования. Вся информация о полете будет выводится на мониторы, установленные в кабине пилотов.
Предполагается, что первые экземпляры этого самолета будут предназначены только для полетов состоятельных людей. Заказчиками этой машины, имеющей шесть посадочных мест, могут стать богатые предприниматели и главы государств.
С конвейера на всеобщее обозрение
О подобных масштабных разработках обычно не сообщают на начальных этапах проектирования, но конструкторы «Стрижа» в этот раз пошли по другому пути.
Инженеры проекта рассказали, что изобрели способ предотвратить возникновение громкого хлопка при переходе на сверхзвук созданием особой формы фюзеляжа. На это разработчиков «Стрижа» вдохновило изучение строения тела пернатых. Чтобы снять избыточное напряжение и погасить звуковую волну, фюзеляж, как и туловище птиц, будет иметь переменную ширину. Кроме того, такой самолет станет относительно легким.
Пока не разработан подходящий двигатель для такой скоростной машины. Используемая ранее на Ту-144 силовая установка не соответствует требованиям по удельному расходу топлива и по возможностям перелетов на большие расстояния. Предполагается, что газогенератор нового двигателя будет сконструирован и опробован к 2024 году. А сама силовая установка сможет пойти в серийное производство только через несколько лет после тестирования ее основных узлов.
Когда взлетаем?
По прогнозам специалистов, поднимутся в небо первые сверхзвуковые гражданские авиалайнеры нового поколения к 2035 году. Но летать, например, из Москвы на курорты Краснодарского края этот самолет не будет: экономически целесообразными будут полеты на расстояние от 5000 до 9000 километров.
Свежие комментарии