Европейцы за свои обвальные санкции против России уже получили удар по экономике. Если они начнут наказывать одновременно еще и китайские компании вторичными санкциями, все может стать для Евросоюза еще сложнее
[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
.В столице Германии прошел митинг против боевых действий на Украине и поставок оружия. Участники пришли с флагами и плакатами.
Участница митинга: «Мы хотим мира с Россией! Мы против разжигания войны. Отправляйте дипломатов вместо гранат!»
Антивоенный митинг в Берлине — как ответ на политику немецкого правительства. В толпе видны плакаты «Прощай, оружие!», голуби мира и лозунги «Все войны тонут во лжи».
Альберт, участник митинга: «Мы не видим ничего другого в СМИ, кроме подстрекательства и провокаций против России. Всегда у западных властей виноват кто-то другой. Все плохие, а мы хорошие».
Даниэль, участник митинга: «Нам срочно нужен мир с Россией, наш настоящий враг — США. Они нам не союзники. Они совершили террористические атаки на объекты нашей инфраструктуры и теперь хотят втянуть нас в большую войну».
Последствия украинского кризиса — центральная тема большинства европейских протестов. Недовольство беспошлинным ввозом товаров с Украины оборачивается блокадой крупных автомагистралей и подъездов к аэропортам, столкновениями с полицией и стычками фермеров с украинскими активистами прямо на центральных площадях.
В Чехии в толпе раздавались крики «Фашисты, украинские фашисты!», а в Париже в день открытия сельскохозяйственной выставки разъяренные аграрии ворвались в один из павильонов, забросали яйцами полицейских и едва не набросились на президента с криками «Макрона в отставку!».
Франсуа Мартен, политик, писатель: «Представьте, фермеры пытаются добиться 150 миллионов евро дотаций, правительство говорит им: да, мы подумаем. И все, тишина. А потом в Париж приезжает Зеленский, правительство за 24 часа выделяет ему 3 миллиарда евро. Франция делает это открыто, объявляет в новостях. Получается, что французские власти совершают определенного рода провокацию, как бы говорят народу: да пошли вы со своими проблемами».
В попытке достучаться до европейских властей в Польше протестующие блокировали все погранпереходы с Украиной, перекрыв не только шоссе, но и железнодорожные пути. Зерно из товарных составов высыпали прямо на шпалы. Действия демонстрантов поддержало руководство страны. Президент назвал акции фермеров законными, в правительстве не исключили полное эмбарго на украинские товары и демонстративно проигнорировали переговоры с украинской делегацией во главе премьером Шмыгалем: на встречу от лица польской стороны так никто и не приехал.
Флориан Филиппо, руководитель партии «Патриоты» (Франция): «Всех бунтующих объединяет одно: они бросают вызов политике Евросоюза, торговой политике, которая ставит европейских фермеров в условия нечестной конкуренции. В этих условиях нас заставляют еще и выписывать многомиллиардные чеки для помощи Украине. И все потому, что так решило руководство ЕС, хотя народы европейских стран, из чьих карманов забирают деньги, с этим не согласны».
Тино Хрупалла, сопредседатель партии «Альтернатива для Германии»: «Нас подталкивают к тому, чтобы мы оказались втянутыми в этот конфликт. США уже пытаются сбросить с себя бремя главного спонсора, когда в нашем правительстве заговорили о военной экономике с кредитами на вооружение и приоритетом производства оружия! Как говорит канцлер Шольц, угроза Европе очевидна, поэтому нужно больше вкладывать денег в войну».
Немецкие СМИ всеми способами объясняют своим гражданам, во что и сколько сейчас нужно вкладывать денег. ZDF цитирует министра иностранных дел Литвы о неизбежном «европейском Пёрл-Харборе». «Мы не должны принимать свободу как должное, мы должны бороться за нее», — лейтмотив эмоционального интервью министра обороны Германии Писториуса агентству Bloomberg, где он снова призывал активнее финансировать Украину, готовиться к нападению России и рассказывал о расходах на оборону в том смысле, что тратить все, что пока есть. Судя по прогнозам, резервы будут истощены уже в 2027 году.
Перевооружение бундесвера перед лицом военной угрозы с Востока официально заявлено в качестве одной из целей на ближайшие три года. Под это выделяются деньги и верстаются оборонные бюджеты, открываются новые производства. Если в 2020 году в Германии за год выпускали 60 тысяч артиллерийских снарядов, то цель на этот год — уже 700 тысяч единиц, то есть в 10 раз больше. Как сказано в документах, это уже не столько военная поддержка Украины, в первую очередь это обеспечение собственной безопасности.
Масштабная программа перевооружения, как выяснили СМИ, фактически полностью контролируется из-за океана. Деньги из специального фонда в 100 миллиардов евро отчисляются оборонным компаниям США. 10 миллиардов — на истребители F-35 американского концерна Lockheed, 60 вертолетов от компании Boeing за 12 миллиардов евро с учетом инфляции. В итоге на американское оружие и технику немцы уже потратили две трети запасов. «Фонд тает, как мороженное», — резюмируют немецкие телеканалы.
Кристиан Линднер, министр финансов Германии: «Экономическое развитие нашей страны фактически на нуле. Буксует рост ВВП, но растут процентные ставки, снижается спрос на мировых рынках. Нехватка работников является тормозом экономического роста. К тому же сократился импорт дешевых энергоносителей».
Единственным позитивным пунктом в длинном перечне проблем значится замедление инфляции, которая на пике приближалась к 15%, а по отдельным товарам и до 40%. Вырулить из пике власти пытаются, постепенно снижая налоговое бремя на крупные предприятия, в первую очередь в обрабатывающей промышленности. Но пока позитивный эффект от этих мер — лишь в обещаниях и прогнозах.
Марсель Нестлер, начальник малярных мастерских: «Каждый говорит себе: мне нужно собрать деньги, чтобы оплатить счет за газ и электричество. И, конечно, два года назад такого не было».
Штеффен Мюллер, профессор Лейпцигского университета: «Экономическая ситуация сложная. Опросы о деловом климате показывают печальную картину для Германии. Резко растут цены на энергоносители, повышаются процентные ставки, а потом еще и спрос рушится из-за плохой экономики».
С такими темпами сокращения производства Мюнхенский институт экономических исследований прогнозирует техническую рецессию до конца первого полугодия. Министр финансов Франции уже называет все происходящее общеевропейской битвой за экономический рост: нам сложно смириться с тем, что наши перспективы — это либо рецессия, либо стагнация.
Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии: «Несмотря на то, что мы говорили, что эта война — братская война между двумя славянскими народами, Брюссель практически втянул в конфликт весь Евросоюз. Теперь мы видим, что проблемы сыплются из Брюсселя. Брюссельская стратегия в отношении Украины явно провалилась не только на поле боя, где ситуация катастрофическая, но и в международной политике».
В пятницу в Брюсселе совет ЕС утвердил уже 13-й по счету пакет антироссийских санкций, затрагивающий ряд оборонных предприятий и частных лиц. На какой результат рассчитывают его авторы, задается вопросом глава венгерского МИДа? Как все эти меры помогут достичь мира на Украине, если вместо переговоров «страдающий военным психозом Евросоюз выбирает еще один бессмысленный пакет санкций»? Ответ пришел из Вашингтона. Когда в понедельник правительство Венгрии отказалось встречаться с делегацией американских сенаторов, Будапешту припомнили неоднократные попытки блокировать европейские санкции и едва не обвинили в подрыве демократии.
Петра Штегер, депутат австрийской Партии свободы: «Евросоюз за два года не стал мудрее. Какой это там уже? 13-й пакет, вы сказали? Чего они хотят добиться? Мира? Так нет никаких разговоров о мире. Затем в какой-то момент они заявили, что хотят поставить Россию на колени. Но Россия переориентировала свою экономику, санкции в итоге в первую очередь бьют по Европе. Мы переживаем инфляцию, разрушение благосостояния и деиндустриализацию. Европейская экономика просто отправляется на тот свет».
О последствиях европейской политики теперь пишут СМИ, подсчитывая финансовые потери: в Германии как минимум 200 миллиардов евро из-за роста цен на электроэнергию и возросшие военные расходы, во Франции, по данным Bloomberg, из-за бреши в бюджете не могут собрать 3 миллиарда на очередной пакет помощи Киеву. Но истинные последствия, как пишет издание, для европейских стран могут быть еще драматичнее — Европу ждет неминуемый раскол. Если политика Брюсселя провалится, то на всем проекте европейской интеграции, активно начавшемся с падением Берлинской стены, можно будет поставить крест.
Свежие комментарии