И снова наша техника превосходит лучшее западное вооружение - речь идёт о широко рекламируемых глубинных ракетах GLSDB, объединяющих высокоточный авиационный боеприпас и разгонную ступень вместо истребителя.
В этой статье будет рассказано об этом новшестве и о том, как наши зенитно-ракетные комплексы с ним справляются.
Начнем с того, что не будем шутить про GLSDB - это опасное оружие, которое основывается на идее невидимости. Вкратце, американцы пошли интересным путем, объединив легкую и точную авиабомбу GBU-39 и разгонный блок от ракеты M26 "Химеры", с которой и производится запуск, минуя необходимость использования пилотируемой авиации. Получается довольно недорогая, но очень точная ракета, способная пролететь до 130 километров. Однако такая дальность достигается только при прямом полете, что редко реализуется при защите от противовоздушной обороны, а рабочая дальность составляет в районе 70-100 километров. Система наведения у неё полуактивная, она наводится по лазерному излучению, то есть требуется внешнее освещение с земли или с беспилотника. В данном контексте эффективность такого подхода спорна из-за дальности, но также возможно наведение с использованием GPS без внешнего вмешательства - в таком случае работа возможна только по заранее разведанным целям. Как мы уже упоминали, главная особенность - это невидимость, обеспечиваемая двумя способами. Во-первых, это технология "Стелс" во всех её проявлениях - вероятно покрытие боеприпаса и усовершенствованная форма, затрудняющие его обнаружение. И во-вторых, сам GLSDB очень маленький - он весит чуть больше 100 килограммов, а боевая часть - 93. То есть список целей для него ограничен. Это ограничение полностью компенсируется на пилотируемых самолетах - на борту одного F-22 "Раптора" могут находиться до 8 таких боеприпасов, в то время как у "Химеры" их всего 6.
![Пока, этот весьма неоднозначный боеприпас, со своими плюсами и минусами, но, пока что, победа на стороне наших зенитных ракетных комплексов. Фото: Boeing.](https://r.mt.ru/r8/photoA441/20806890801-0/jpg/bp.jpeg)
Но вернёмся к невидимости. Согласно заявлениям, эффективная площадь отражения ракеты составляет крайне малое значение – всего 0,015 квадратных метра. Её обнаружить крайне сложно, а сбить ещё сложнее - считается, что это одна из самых сложных для систем противовоздушной обороны целей. Тем не менее, нашим зенитным ракетным комплексам это пока не составляет особого труда - недавно появились любопытные сообщения о противостоянии с GLSDB. По словам радарного оператора, они заметили эту ракету на высоте 15 километров. Это достаточно высоко, но с разгонной ступенью проблем для радара уже не представляет, что и подтвердили операторы хенитно-ракетного комплекса. Затем ракета отделилась и начала спускаться к цели, однако стоит отметить, что наш зенитно-ракетный комплекс прекрасно видел и отслеживал уже два объекта. То есть для него такая маленькая цель - это достаточно решаемая задача.
![F-15 способен нести на себе до 20 ракет 20 GBU-39. Фото: thedrive.com.](https://r4.mt.ru/r8/photoB3DA/20029963650-0/jpg/bp.jpeg)
Позже была проведена нейтрализация угрозы путём перехвата ракеты. На данный момент результаты тестирование GLSDB закончились скорее в пользу наших зенитно-ракетных систем. Но есть интересные моменты. Согласно опубликованной информации, данная ракета является низкоскоростной, что не играет ей на пользу, так как во время полёта с разгонной ступенью скорость составляла всего 550 километров в час, а после отделения прекратила рост и стала всего 250. Но GLSDB компенсирует это маневрированием, что является сложностью для любой системы перехвата. Однако даже несмотря на это, наш зенитно-ракетный комплекс справился с этим устройством с первой попытки.
![9K317M «Бук-M3» — российский зенитный ракетный комплекс войсковой ПВО средней дальности.](https://r4.mt.ru/r8/photo4E90/20253036499-0/jpg/bp.jpeg)
Предположим, что ракеты типа GLSDB не единственные - если они будут отстреливаться двумя или тремя комплексамы "Хаймерс" сразу (больше вряд ли), мы получим 12-18 высокоточных, малозаметных и манёвренных ракет, которые летят не группой, а по-одиночке. Справится ли наш зенитно-ракетный комплекс Бук-М3? Конечно, хотя бы потому, что у него имеется множество ракет. Это связано с составом комплекса, который и рассчитан на такие сценарии. Всего имеется два типа пусковых средств - шесть самоходных зенитных ракетных систем и двенадцать обычных пусковых. Первая снабжена радаром и шестью ракетами, а вторая имеет только перехватчики в количестве 12 штук. То есть в одном зенитно-ракетном комплексе "Бук-М3" до 180 ракет, плюс дополнительные на транспортно-зарядных машинах - это огромное количество. Они работают под управлением командного пункта, но могут также действовать автономно.
![Бук-М3 предназначен для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями, обстрела радиоконтрастных наземных целей и поражения надводных целей в условиях интенсивного противодействия как огневого, так и радиоэлектронного.](https://r1.mt.ru/r8/photo1E43/20476109348-0/jpg/bp.jpeg)
ЧТО С ТОГО:
Необходимо отметить, что всё это дело прикрывают комплексы ближнего радиуса действия, наподобие «Тора», так что просто так пройти мимо них не получится. Учтём, что речь идёт о максимальной комплектации данного комплекса, но даже взяв минимум – один комплекс управляемых снарядов и две пусковых установки, мы сразу получим тридцать противоракетных средств. Этого более чем достаточно для полной нейтрализации работы даже четырёх маневрирующих объектов – вероятность перехвата подобной цели не менее восьмидесяти процентов, так что нужно быть предельно осторожным. При этом «Бук-М3» способен одновременно навести огонь по 36 целям, поэтому перегрузить его работу в настоящих условиях крайне сложно, если вообще возможно. Следует также отметить связку комплексов «Тор» и «Панцирь», которые образуют супер эффективную комбинацию.
Подведём итог и отметим, что по результатам продуктивной работы против наших малозаметных и невероятно сложных целей воздушно-космической обороны, можно сделать вывод о неэффективности западной технологии "Стелс" и реализованных подходов к ней. Это означает, что подобные машины, как, например, F-35 различных моделей, обязательно будут обнаруживаться нашими, даже не самыми передовыми средствами обнаружения.
Свежие комментарии