Аналитики предполагают, что Россия достигнет Покровска и его ключевых линий снабжения в сентябре, пишет Forbes. При этом от всех танков Abrams, которые США передали ВСУ в прошлом году для защиты этого города, осталось от силы половина, указывает автор статьи.
В четверг российские войска подняли флаг над терриконом на северной окраине Новогродовки, тем самым отметив самое дальнее продвижение по 40-километровой оси Авдеевка – Покровск. За полгода до этого измученный снарядным голодом украинский гарнизон покинул бывший город-крепость.
Теперь между наступающими русскими и Покровском, ключевым логистическим узлом ВСУ в Донецкой области, осталась лишь одна главная траншея. И неясно, разместили ли украинцы достаточно живой силы на Покровском направлении, чтобы заполнить ее подобающим числом войск.
Все это говорит, что Покровск — где до конфликта проживало 60 000 человек — оказался в большой беде. Те скудные подкрепления, что украинское командование перебросило в регион, могут и не спасти его.
Что произойдет, если (или лучше сказать когда?) Покровск падет, неясно. Но это, безусловно, никак не поможет военной кампании Украины на тридцатый месяц российской спецоперации.
Захватив руины Авдеевки в середине февраля, выжившие русские из двух потрепанных полевых армий видели перед собой устрашающее препятствие на пути к Покровску: между двумя городами пролегло несколько мощных траншей.
Но внешность оказалась обманчива. “Украинским войскам на Покровском направлении пришлось несколько раз отступать, не имея достаточных сил и ресурсов для организованной обороны”, — пояснила украинская аналитическая группа Frontelligence Insight.
Это не значит, что украинцы проиграли все битвы за каждый участок. Но некоторые из траншей они все же сдали. И после сдачи того или иного участка у украинских войск по соседству не было иного выбора, кроме как отступить — в противном случае возникал риск окружения.
“Главной проблемой остается нехватка людских ресурсов и опытных подразделений для обеспечения организованной обороны и защиты позиций, — отметили в Frontelligence Insight. — Неважно, насколько многочисленны или грамотно выстроены оборонительные сооружения, если они укомплектованы всего на 10–20% от необходимого личного состава, поэтому неудивительно, что российские войска так быстро их захватывают”.
У ВСУ имелись бригады в запасе, когда российское наступление на Покровск ускорилось в августе. Но вместо того, чтобы усилить позиции на востоке, генеральный штаб в Киеве бросил часть из них (а то и все восемь) в атаку, развернув внезапное контрнаступление.
Похоже, что русские считают, что в резерве по-прежнему находится примерно пять украинских бригад. Но они странным образом отсутствуют в Покровске — возможно, Киев планирует и их бросить в наступление.
Вместо этого украинская оборона между Авдеевкой и Покровском по-прежнему опирается на ту же измотанную бригаду, что ведет арьергардные бои вдоль всей оси аж с февраля: элитную 47-ю механизированную.
Полгода жестоких боев с превосходящим числом противником сказались даже на элитной 47-й механизированной бригаде. Подразделение численностью в 2 000 человек вступило в бой в феврале с 31 танком “Абрамс” (M-1 Abrams) — всем парком, переданным США в прошлом году.
Сегодня в бригаде осталась от силы половина “Абрамсов”, если предположить, что не все поврежденные танки подлежат ремонту. Еще два 69-тонных четырехместных танка бригада потеряла в августе, несмотря на дополнительную динамическую защиту.
У Украины еще есть время спасти Покровск. “Можно предположить, что противник достигнет города к середине сентября, — сообщает Украинский центр оборонных стратегий, — но захватить его не сможет”.
“Открытая местность, неблагоприятная для наступления, и потенциальные контратаки из районов Селидова [с юга] и Константиновки [с севера] замедлят продвижение”, — предвещают аналитики.
Но чем ВСУ собрались контратаковать? В районе недостаточно украинских войск даже для защиты, не говоря уже о нападении. Это же общеизвестная часть военной стратегии: для успешного наступления необходимо превосходство в живой силе над обороняющимся.
Сколько именно российских войск сосредоточено вокруг Покровска, мы точно не знаем, но следует отметить, что президент Украины Владимир Зеленский оптимистично предсказал, что при попытках его взять русские потеряют до 60 000 человек.
Насколько нам известно, этой орде противостоят части всего пяти неполных бригад, пара небольших полков и несколько отдельных батальонов — общей численностью не более 12 000 человек.